Жизнь для Бога и Божией Матери

Размещено Янв 5, 2023 в Включить в слайдер, Исторические публикации | Комментарии (0)

5 января исполняется 165 лет со дня рождения настоятельницы дореволюционного Скорбященского монастыря игумении Марии (Крузе).

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
и возьми крест свой, и следуй за Мною…
(Мф. 16:24)

Фото игумении Марии из архива В.А. Баландина. 1909 г.

Матушка Мария родилась в городе Перми в семье мещан Константина Петровича и Ольги Егоровны Крузе 23 декабря (по новому стилю 5 января) 1857 года. В первый день нового 1858 года в Петропавловском кафедральном соборе состоялось Таинство крещения младенца Феозвы. Его совершили священник Андрей Будрин и диакон Иоанн Смирнов. Восприемниками будущей игумении стали верхотурский мещанин Иероним Федоров Лукашевич и пермская мещанка Татьяна Петрова Малякина1.

В 2021 году в нашем монастыре было составлено родословие игумении Марии (Крузе), и когда-нибудь оно будет опубликовано. Эта работа позволила исправить неточности и ошибки в ранее известной биографии настоятельницы обители. Сейчас мы знаем двух прапрадедов матушки Марии – это крестьяне господ Строгановых Семен Степанов Лядов († 25.10.1808) и Данила Нестеров Котельников († 1826). Дед игумении Марии по отцовской линии Петр Андреевич Крузе († 1830) являлся уроженцем г. Ревеля (ныне Таллина) Лифляндской губернии. Во время следствия в 1932 году матушка указывала, что ее предки – немцы2.

В семье Константина Петровича и Ольги Егоровны было 5 детей, но братья матушки – Николай, Меркурий и Философ – умерли во младенчестве. Мама отошла ко Господу от горячки 26 марта 1864 года в возрасте 38 лет, о чем имеется запись в метрической книге Петропавловского собора г. Перми3, и отец был вынужден отдать 6-илетнюю Феозву на воспитание в приют, где она жила, по уточненным данным, около 8-и лет. Когда 24 сентября 1871 года от чахотки умер ее отец  (ему было 52 года)4, старшая сестра Мария Константиновна взяла ее в свою семью: она была замужем за прусским подданным Ральбахом. Овдовев и выйдя второй раз замуж за присоединенного к Православию из раскольников Николая Павловича Кожевникова, Мария Константиновна в 1882 году переехала с семейством в Нижнетагильский завод. С Кожевниковыми перебралась на Средний Урал и Феозва. Она почти сразу присоединилась к неофициальной общине из четырнадцати сестер, которые поселились при Скорбященской кладбищенской церкви на Малой Кушве (она была приписана к Введенскому храму). Первым ее послушанием, которое длилось 17 лет, было руководство церковным хором. Мы знаем, что благодаря своим организаторским способностям и грамотности она вошла в совет сестер богадельни и вскоре встала во главе сестричества, численность которого неуклонно росла. По ее словам, на момент закрытия в обители было 150–160 человек.

Вместе с другими насельницами Марией Надзоровой и Татьяной Деевой она взяла на себя хлопоты по преобразованию Скорбященской богадельни в общину, а потом в монастырь, вела переписку с церковными и светскими властями.

Авторитет Феозвы был столь велик, что после торжественного открытия общины 17 июня 1902 года она большинством голосов (49 из 65)5 была выбрана ее начальницей.  В переписи 1913 года сообщается, что монашеский постриг будущей игумении состоялся в 1903 году. Таинство совершил назначенный на время 2-хмесячного отпуска правящего архиерея Екатеринбургской епархии Никанора (Каменского) епископ Сарапульский Михей (Алексеев). С 28 апреля по 1 мая он служил в Верхотурье, а по дороге в Екатеринбург заехал в Нижний Тагил. В ночь на 2 мая владыка служил Божественную литургию в церкви Скорбященской женской общины и во время малого входа нарек Феозву Марией6. Так родилась к жизни вечной первая тагильская монахиня.

Слева Феозва Крузе. Фото не позднее 1903 года

История монастыря в ХХ веке (строительство Вознесенского собора, церковной школы, келейных корпусов, скита, организация кирпичного завода, мастерских, сельскохозяйственного годового цикла) неизменно связана с личностью матушки Марии. Много забот ей пришлось нести, только одна из которых – о многочисленных детях, поступающих на попечение монастыря, – достаточна для святости.

15 августа 1909 года в соответствии с Указом Священного Синода за № 2280/5221 епископ Владимир (Соколовский) в Крестовой церкви г. Екатеринбурга возвел монахиню Марию в сан игумении7. 1 апреля 1913 года «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды и заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» она была награждена от Синода золотым наперсным крестом8. В 1919 году «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконою Всемилостивого Спаса9.

Впереди матушку настоятельницу ждали многие скорби: закрытие монастыря и образование на его основе сельхозкоммуны «Улей», в которой начальствовать стали послушницы; потом передача зданий обители концлагерю № 2 и детскому городку, закрытие храмов и полное разорение монастыря, бесприютность и лишение избирательных прав с последующими отказами в медицинской помощи и любой поддержки государства.

Когда, где и при каких обстоятельствах закончилась жизнь матушки Марии, нам до сих пор не известно. Если Господу будет угодно, когда-нибудь мы это узнаем.

В ночь с 8 на 9 февраля 1932 года игумения Мария (Крузе) была арестована вместе с девятью жившими в Нижнем Тагиле сестрами обители. Они проходили по массовому делу церковников «Историческая гниль». Первоначально во время следствия сестры находились в тагильском домзаке. 23 марта часть из них, в том числе и матушка, были переведены в ирбитский домзак. 20 мая 1932 года игумения Мария была освобождена от допросов: она и священник Николай Молов (скорее всего, Малов) «с достаточной ясностью изобличаются в совершенном ими преступлении, предусмотренном статьями 58-10-11 УК, однако за время ведения следствия не могли быть допрошены в силу болезненного состояния»10. В следственной справке есть ошибка в написании мирского имени игумении Марии, однако по документу она стала еще и мужчиной, а это наводит на мысль, что ее уже не было в живых. Возможно, матушка отошла ко Господу в тагильском или ирбитском домзаке или во время этапа в г. Ирбит. Косвенным доказательством этого является отсутствие документа о ее смерти в гражданском загсе.

Но в память о ее подвижническом служении Божией Матери в 1998 году в Нижнем Тагиле возрождена монашеская жизнь, в стенах Скорбященской обители возобновилась монашеская молитва. В этом году мы будем отмечать 25-летие этого события.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 265. Л. 5.

2 ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 2. Л. 96.

3 ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д.303. Л. 80 об. – 81.

4 ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 556. Л. 292 об. – 293.

5 ЕЕВ. 1905. № 11. Неофиц. отдел. С. 349.

6 ГАСО. Ф 603. Оп. 1. Д. 688. Л. 314 об. – 315.

7 ЕЕВ. 1909. № 3. Неофиц. отд. С. 507.

8 ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 726. Л. 100–100 об.

9 ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 739. Л. 49 об. – 50.

10 ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 4. Л. 284.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

Другие публикации об игумении Марии и ее семье на нашем сайте:

Первая игумения Скорбященского монастыря: тайна одной фотографии

Нет ничего тайного…

Сведения о старшей сестре игумении Марии (Крузе)

Тайны семейного архива

(77)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели