В Скорбященский женский монастырь вернулись шесть отреставрированных икон XIX века.

Недавно, к окончанию Апостольского поста, в монастыре была отреставрирована икона славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Образ был написан во второй половине XIX века и относится к невьянской школе иконописи. Мастер работал в технике темперной живописи. Состояние иконы было удовлетворительным, но местами была смыта живопись, позолота, утрачены надписания имен апостолов, частично утрачен грунт. Икона была потемневшей, с подтеками на изображении одежд святых. К сожалению, памятная надпись в нижней части иконы утрачена безвозвратно. К какому событию она была заказана или в благодарность за какое благодеяние Божие была написана – мы уже не узнаем. На обороте иконы святых апостолов изображен крест на сине-голубом фоне. Художник-реставратор М.Я. Яковлева приняла решение верхний край оставить незагрунтованным для создания впечатления о бытовании иконы.

И вот новое возвращение икон в нашу святую обитель.

Сохранность икон XIX века с темперной и масляной живописью, переданных в Суздальский филиал ФГБОУ ВО СПбГИК (директор – кандидат педагогических наук М.П. Виткина) из Скорбященского женского монастыря г. Нижнего Тагила для реставрации и консервации, различна. Иные дошли до нас в удовлетворительном состоянии. Другие – потемневшие, в копоти, с отколами и царапинами, в трещинах (специалисты назовут их кракелюром), со вздутием паволоки (это ткань или бумага, наклеенная на иконную доску), с утратой левкаса (это грунт, сделанный из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла), пораженные жуком-точильщиком… Трудно поверить, что эти образы Господа, Божией Матери и святых вообще подлежат восстановлению. Ранее ни к одной из них не прикасалась рука реставратора. Но чудо, сотворенное умными и трудолюбивыми руками студентов-реставраторов, оказалось возможно. К.А. Емельянова, А.П. Заричанская, А.Н. Захарова, А.М. Ларионова под руководством заведующей специализацией «Реставрация, консервация произведений станковой (темперной) живописи», художника-реставратора, преподавателя первой категории Ю.Н. Коноваловой проделали колоссальную работу.

Иконы трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; Богоматери Смоленской; Господа Вседержителя; Богоматери Троеручицы с предстоящими; мучеников Гурия, Самона, Авива и четырех предстоящих на полях; мучеников Гурия, Самона и Авива (на ней имеется штамп «Иконописная Св. Троицкая Лавра 1866» – печать являлась знаком качества) необыкновенно преобразились.

Читать описание состояния иконы со всех сторон можно бесконечно долго. Это большой, поистине научный труд! Были проведены лабораторные физико-оптические и микрохимические исследования, составлены картограммы сохранности древесины, паволоки и красочного слоя иконы, левкаса и покровного слоя.  Сам же процесс реставрации – это 15–25 последовательных мероприятий от демонтажа разрушенных частей до покрытия иконы защитным слоем лака.

После реставрации иконы будут помещены в киоты, и займут свое место в Вознесенском соборе, и будут служить верующим многие десятилетия.

Скорбященский женский монастырь продолжит сотрудничество с Суздальским филиалом Санкт-Петербургского института культуры. Образовательному учреждению переданы для реставрации еще 27 икон разных размеров: от малых до аналойных.

(151)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели