Нет ничего тайного…

Размещено Ноя 22, 2015 в Исторические публикации, Публикации и видео | Комментарии (0)

Более года назад, во время подготовки к празднованию 110-летия нашей обители, вышла публикация в газете «Тагильский рабочий» и на нашем сайте под названием «Первая игумения Скорбященского монастыря: тайна одной фотографии».

В ней мы рассказывали, как был обнаружен подлинный снимок, на котором можно видеть матушку дореволюционного монастыря Марию (Крузе). Также был поставлен вопрос: кто же изображен на другой фотографии, подлинность которой долго не вызывала сомнений. Сегодня поиск можно считать завершенным, а тайну раскрытой.

29 августа 2014 года мы писали, как в издание «Русские монастыри. Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия» [1] вкралась ошибка:

//ntobitel.cerkov.ru/2014/08/29/pervaya-igumeniya-skorbyashhenskogo-monastyrya-tajna-odnoj-fotografii/.

В главе этой книги «Из истории монашества Екатеринбургской епархии» приведены исторические фотографии, сделанные в Алексеевском Бобровском женском монастыре близ Алапаевска, Верхтеченском Троицком женском монастыре в Шадринске, в Далматовском мужском монастыре, Казанско-Богородицком женском монастыре в Каслях, в Крестовоздвиженском Кыртомском мужском монастыре, в Преображенском женском монастыре в Каменск-Уральском. Среди них на странице 179 приведена фотография, имеющая подпись: «Игуменья Мария, настоятельница Скорбященского женского монастыря».

Игумения Колчеданского монастыря Мелетия и послушница Агния Николаевна Аксенова

Как было важно, что в год 110-летия обители благодаря отклику родственника по линии старшей сестры матушки, Марии Константиновны Кожевниковой, – В. А. Баландина – удалось найти подлинную фотографию игумении Марии (Крузе).

Фото игумении Марии из архива В.А. Баландина

Фото игумении Марии (Крузе) из архива В.А. Баландина

Более года назад мы задали вопрос: кто же изображен на фотоснимке из архива тагильского краеведа И. Т. Коверды, если это не игумения Скорбященской обители Мария? Было сделано предположение, что это была гостья нижнетагильского монастыря, ведь в Екатеринбургской и Ирбитской епархии было несколько женских обителей: Покровская Верхотурская, Красносельская Введенская, Каслинская Казанско-Богородицкая, Каменская Преображенская, Колчеданская Покровская, Верхтеченская Свято-Троицкая. В вышеназванном издании приводились фотографии игумении Алексеевского монастыря Таисии и игумении Каслинского монастыря Марии.

Общеизвестны портреты настоятельниц Верхотурского Покровского монастыря Таисии и Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря Магдалины, а также руководительницы Сербишинской женской общины Валерии.

Игумения Каслинского монастыря Мария

Игумения Каслинского монастыря Мария

Игумения Ново-Тихвинского монастыря Магдалина

Игумения Ново-Тихвинского монастыря Магдалина

Игумения Алексеевского монастыря Таисия

Игумения Алексеевского монастыря Таисия

Игумения Верхотурского монастыря Таисия

Игумения Верхотурского монастыря Таисия

Настоятельница Сербишинской женской общины Валерия

Настоятельница Сербишинской женской общины Валерия

Зона поиска сузилась, но как вести его дальше, было не вполне понятно. Господь прислал ответ совершенно неожиданно.

Продолжая исследование по истории нашей обители, нам приходится встречаться с разными людьми и работать в архивах Свердловской области. Так состоялась очередная встреча с вдовой Ивана Трофимовича Коверды Людмилой Николаевной, которая сообщила, что разбирая бумаги своего супруга, она обнаружила листок, на котором незнакомой ей рукой была сделана надпись: «Игумения Милита (имя было написано не вполне разборчиво) и послушница Агния Николаевна». Других фотографий монахинь в архиве И. Т. Коверды не было. Так начался поиск людей, имена которых оказались обозначены в этой записке. И в Государственном архиве Свердловской области нам улыбнулась удача.

В начале ХХ века благочинный монастырей Екатеринбургской и Ирбитской епархии архимандрит Ксенофонт (Медведев) вел учет монашествующих и послушников всех мужских и женских обителей. Так были сделаны послужные ведомости братии и сестер епархии в 1908, 1912 и 1913 годах. В переписи Колчеданского Покровского женского монастыря от 1908 года можно найти запись о игумении с редким греческим именем Мегетия, которое переводится на русский язык как «величественная».

В ведомости приведен весь ее послужной список. 60-летняя настоятельница Колчеданской женской обители – в миру Мария Яковлевна Миронова – происходила из крестьян, обучалась в Ново-Тихвинском женском монастыре, где проходила послушание с 1859 года, то есть с 10 – 11 лет. В истории нашего монастыря тоже немало примеров, когда девочки, попав в стены обители в юном возрасте, получали здесь образование, обучались рукоделию и уже в сознательном возрасте принимали решение о принятии монашеских обетов. Мария Миронова приняла постриг в Екатеринбургском монастыре в 1892 году. На протяжении многих лет – с 1859 по 1896 годы – она проходила послушание рукодельницы по золотошвейному производству. В 1896 году Указом Екатеринбургской Духовной Консистории ей было поручено заведование Каслинским женским общежитием. Через два года – 5 июня 1898 года – монахиня Мегетия была определена настоятельницей Покровской женской общины, которая  находилась в селе Колчедан, в 65 верстах от города Камышлова, на левом берегу реки Исети. Здесь так же, как и в Нижнетагильском заводе, по инициативе крестьянки Татианы Титовой в 1850 году возникла женская община. Высочайшим Указом она была утверждена в 1865 году.

Колчеданский_монастырь

11 октября 1901 года женская община, возглавляемая монахиней Мегетией, по указу Священного Синода была переименована в монастырь, а 14 ноября этого же года его настоятельница была возведена в сан игумении епископом Екатеринбургским и Ирбитским Иринеем. 6 мая 1905 года матушка Мегетия получила благословенную грамоту от Священного Синода, а 6 июня 1906 года была награждена золотым наперсным крестом [2]. В 1914 году игумения была освобождена от своего послушания по болезни.

Колчеданский монастырь. Фото С. Прокудина-Горского. 1901 г.

Колчеданский монастырь. Фото С. Прокудина-Горского. 1901 г.

Кто же изображен рядом с матушкой Мегетией на тагильской фотографии? В ведомости среди 174 монашествующих и послушниц Колчеданской обители есть только одна сестра с именем и отчеством из записки в архиве тагильского краеведа. Такая тщательность записей письмоводительницы Покровского монастыря помогла установить истину, так как, например, в нашей обители в ведомость записывались только имена монахинь (фамилии некоторых удалось восстановить по другим историческим документам), имена и фамилии инокинь и послушниц. Под № 84 названа 23-летняя послушница Агния Николаевна Аксенова, тоже обучавшаяся в Ново-Тихвинском монастыре и причисленная к нему по увольнении из сельского общества в 1899 году. В селе Колчедан она несла послушание регента [3].

В многостраничной тетради с несколькими сотнями имен сестер Екатеринбургской епархии больше не встретились редкие женские имена Мегетия (или Мелетия) и Агния. Так в нашем расследовании была поставлена точка. Не было ответа только на один вопрос: как попала эта отлично сохранившаяся историческая фотография в Нижнетагильский завод? По утверждению Людмилы Николаевны Коверды, ее мужу снимок передали на хранение родственники Агнии Николаевны. Ивану Трофимовичу тагильчане доверили немало документов, связанных с церковной историей нашего города. Возможно, когда-нибудь они займут достойное место в музее церковной истории Нижнего Тагила в Скорбященском монастыре.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

 

[1] Книга имеется в библиотеке Скорбященского женского монастыря

[2] ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 688. Л. 271 об. – 272.

[3] Там же, Л. 281 об. – 282.

(659)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели