Первая игумения Скорбященского монастыря: тайна одной фотографии

Размещено Авг 29, 2014 в Исторические публикации, Новости, Публикации и видео, Современные публикации | Комментарии (0)

В 2014 году Скорбященский женский монастырь отмечает 110-летие со дня его официального признания. Еще в 1883 году 14 подвижниц, большинство из которых были вдовами, собрались вокруг кладбищенской церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Малой Кушве, построенной на деньги купца Сергеева, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

Однако ждать учреждения монастыря пришлось около 20 лет. Указом Священного Синода от 31 марта (по старому стилю) 1902 года за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. Молитвами нескольких десятков насельниц через два с небольшим года вышел новый Указ от 23 октября 1904 года, в котором сообщалось, что община переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь.

Сегодня, когда обитель готовится к юбилею и возникает необходимость переосмысления ее духовного пути, ценность представляет любой исторический документ. История монастыря – это не только история храмов, хозяйственной деятельности, но в первую очередь история подвижнической жизни и людских судеб.

Прийти в монастырь без Божьего призвания невозможно. Однако нужно еще и человеческое произволение. Как принявшие монашеский постриг женщины решили оставить мирскую жизнь, начать служить Богу и спасать свою душу? В первую очередь интерес прикован к личности единственной до революции 1917 года настоятельницы, о которой мы знаем не так много. Известен год ее рождения (1857) и, к сожалению, не известны дата ее кончины (между февралем и началом сентября 1932 года) и место захоронения.

Как же выглядела игумения Мария, которая руководила общиной, а потом монастырем около 18 лет? Сохранилась ли фотография матушки, ведь на рубеже XIX – ХХ веков в Нижнем Тагиле были фотосалоны В. Вишнякова, Е. А. Шестакова, дело которого продолжила его вдова А. А. Шестакова? Такая фотография из архива тагильского краеведа И. Т. Коверды попалав несколько уважаемых изданий, хотя найти данное фото в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» не удалось. И, казалось бы, до недавнего времени ее подлинность не вызывала сомнений.

 Фото из архива И.Т.Коверды

Фото из архива И.Т. Коверды

 

На фото изображена игумения (определить это можно по большому наперсному кресту) с одной из сестер монастыря. Известно, что настоятельница Скорбященской обители Мария (Крузе) была награждена золотым наперсным крестом 1 апреля 1913 года. То есть фотографическое изображение может быть датировано не ранее этого времени. Однако нет ли здесь ошибки, ведь на одной из страниц книги «Русские монастыри. Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия» приводится не только этот портрет, но и фотография интерьера церкви Скорбященского монастыря, но на нем легко угадывается Свято-Троицкий храм. Если есть одна ошибка, может быть и вторая?

Занимаясь изучением дореволюционной истории Нижнетагильской обители, вдруг совершенно неожиданно наталкиваемся на безымянную публикацию в №1 – 2 газеты «Верхотурская старина» за 2002 год. Авторов, пишущих для этого краеведческого издания, было несколько человек, и определить авторство не составило труда. Местные краеведы по стилю текста помогли определить, что заметка принадлежит Раисе Николаевне Огарковой, первому руководителю музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, ныне уже покойной.

В публикации сообщалось, что в Перми живет потомок игумении Скорбященской обители  Нижнего Тагила Марии (в миру Феозвы, что в переводе с греческого языка на русский обозначает «благочестивая») по линии старшей сестры Марии Константиновны Крузе (в замужестве Кожевниковой) – Баландин В. А., коллега Раисы Николаевны по музейному цеху. Данные сведения оказались большой удачей и привели к совершенно неожиданному результату. Вадим Алексеевич, бывший старший научный сотрудник Пермского областного краеведческого музея, заслуженный работник культуры РФ, откликнулся и прислал две хранящиеся у него в семейном архиве фотографии и открытку, тем более ценную для Скорбященского женского монастыря, что это единственный известный нам автограф первой игумении Марии (Крузе).

2. Открытка игумении Марии (Крузе)

Открытка игумении Марии (Крузе)

 

На обороте открытки с изображением скита Октай поздравление дорогой сестрице с днем Ангела с припиской «Молимся…». Датирована открытка январем 1917 года, содержит почтовый штемпель с указанием Нижнетагильского завода. В Пермь открытка прибыла 26 января. Мы можем прочитать адрес «г. Пермь. Пермская улица дом №3 дом Костылева».

Из биографии настоятельницы монастыря мы знаем, что она была уроженкой города Перми, где жила до 12 лет. В 6 лет была отдана в приют, так как ее отец, по национальности немец, был беден, а после его кончины старшая сестра пожалела  Феозву и взяла ее к себе в Нижний Тагил, где она 16 сентября 1885 года (так указано в переписи 1913 года) в возрасте 27 – 28 лет поступила в богадельню при Нижнетагильской Скорбященской церкви. Подпись: «Настоятельница монастыря игумения Мария» – на присланной Вадимом Алексеевичем открытке не оставляла сомнений и в подлинности двух фотографий. Скорее всего, к 1917 году старшая сестра настоятельницы с семейством вернулась в родной город.

Фото игумении Марии из архива В.А. Баландина

Фото игумении Марии из архива В.А. Баландина

Но… на фото было совсем другое лицо! Предлагаем читателям «Тагильского рабочего» сравнить два изображения. На фотографии, датированной 1909 годом, кабинет-портрет матушки. Традиционный формат такой фотографии 6,4 на 10,4 см. Она имеет дарственную надпись: «На молитвенную память дорогой сестрице Марии Константиновне монахиня Мария сентября 13 дня 1909 г.» Штамп «Фотография А. А. Шестаковой Н.- Тагилъ» – еще одно доказательство подлинности нашей находки. Съемку вела первая в Нижнем Тагиле женщина-фотограф Анна Андреевна Шестакова.

На второй – более ранней – фотографии, присланной Баландиным В. А., начальница общины Феозва Крузе (тогда она еще не приняла монашеский постриг и не была возведена в сан игумении) с одной из сестер и двумя девочками на фоне монастырского леса. Как известно, почти с самого основания в богадельне, а потом в женской общине воспитывали детей-сирот и видели в этом свой христианский долг, для этого была построена каменная церковно-приходская школа.

Слева Феозва Крузе. Фото не позднее 1903 года

Слева Феозва Крузе. Фото не позднее 1903 года

Фотография не была датирована, однако на ее обороте факсимиле «Фотография Е. А. Шестакова Н. Тагилъ». Евгений Андреевич Шестаков, знаменитейший в Нижнем Тагиле фотограф, салон которого располагался на улице Шамина (ныне Карла Маркса), умер в 1905 году, а поскольку постриг первая тагильская монахиня приняла 2 мая 1903 года, то определить время создания фотографии можно не позднее этого дня.

Кто же изображен на фотографии из архива И. Т. Коверды, если это не игумения Скорбященской обители Мария? Возможно, что это была гостья нижнетагильского монастыря, ведь в Екатеринбургской епархии было несколько женских обителей: Покровская Верхотурская, Красносельская Введенская, Каслинская Казанско-Богородицкая, Каменская Преображенская, Колчеданская Покровская, Верхтеченская Свято-Троицкая. Для определения лиц, представленных на этой фотографии, необходимо дальнейшее исследование.

Сегодня наступило время, когда из небытия к бытию должны вернуться насельницы дореволюционного Скорбященского женского монастыря. Современной истории обители в Нижнем Тагиле чуть более 15 лет. Другие фото, другие лица…

 

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(390)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели