Нижнетагильская епархия: 100 лет. Часть 5. Епископский совет

Размещено Дек 13, 2022 в Включить в слайдер, Исторические публикации | Комментарии (0)

Заключительная статья из цикла, посвященного 100-летию Нижнетагильской епархии, рассказывает о попытках пастырей Всеволода Черепанова и Павла Воецкого спасти Нижнетагильские храмы от захвата обновленцами в 1923–1924 годах. 

«Где нет епископа, там нет Церкви»
(священномученик Игнатий Богоносец)

Часть 1. Как воздух, нужна своя епархия

Часть 2. Несостоявшийся епископ

Часть 3. Выборы епископа

Часть 4. Религиозно-православно-христианский Союз

Часть 5. Епископский совет

В декабре 1922 года после выбора епископа Нижнетагильского также был избран епископский совет. В его состав вошли отец Павел Воецкий (от духовенства), Михаил Николаевич Ветлугин и Боголепов (от мирян) и еще один представитель единоверчества (имя не сохранилось). После ареста епископа Льва (Черепанова) и М. Н. Ветлугина 15 июня 1923 года два члена совета сложили с себя полномочия. Можно сказать, епископский совет распался, и отец Павел, обсудив ситуацию с тагильским духовенством, решил для ведения внутренней религиозной жизни дополнить епископский совет священником Всеволодом Черепановым и испросил на это благословение епископа Льва, находящегося в ссылке в Хивах (Узбекская ССР).

Позднее в совет вошли священник Дмитрий Ляпустин и протодиакон Дмитрий Рогалев, но они активности не проявляли из-за давление властей. В обязанности епископского совета, оставшегося без руководителя, входили административные дела: утверждение приема, перевода и увольнения священнослужителей, выдача удостоверений, бракоразводные процессы, присоединение приходов к епископу Нижнетагильскому. Это удивительно, но процесс объединения православных продолжался. Так, приходы Зосимо-Савватиевской церкви села Бродовского и Никольской церкви села Николо-Павловского вошли в Нижнетагильский церковный округ «в виду расхождения… общины с Екатеринбургским епархиальным управлением в вероучении»1 в декабре 1923 года – марте 1924 года. Были и другие тенденции. Потеряв епископа, братия Верхотурского монастыря приняла решение о присоединении к законному по иерархии каноническому епископу Кунгурскому – Аркадию (Ершову), о чем известили епископский совет и Святейшего Патриарха Тихона. Документ от 11 мая 1924 года подписали архимандрит Ксенофонт, иеромонахи Корнилий, Климент, Гурий, архидиакон Вениамин, монах Михей2.

Перед нами живая церковная жизнь. Епархия управлялась, все вопросы решались. Никакого хаоса не было.

В докладной записке уполномоченного Тагильского ГПУ Коробицына читаем:

«Находясь в ссылке, епископ Лев завязал связь с местным духовенством через своего отца протоиерея Всеволода Черепанова и уполномочил священников Воецкого с Черепановым создать новый совет и объединить церковно-приходские советы на предмет создания Нижнетагильской епархии, совет был создан из Воецкого, Черепанова, священника Ляпустина и дьякона Роганова [фамилия написана ошибочно]… вели подготовительную кампанию по объединению церковно-приходских советов уже в окружном масштабе, но зарегистрировать совет в окрисполкоме не считали нужным, т. к. хорошо знали, что им этого не разрешат, и продолжали работать нелегально до 26 июня, т. е. до момента обыска, во время которого у них нами была обнаружена канцелярия упомянутого совета»3.

27 июня 1924 года вышло постановление ОГПУ: «… гражданами Черепановым Всеволодом Михайловичем и Воецким Павлом Петровичем был организован епископский совет без всякого на это разрешения от административных органов существующей власти, который разрешал бракоразводные дела, принимал и увольнял священнослужащих, выдавал церковно-приходским советам удостоверения в том, что последние принадлежали к Нижнетагильской епархии, каковой официально не существует»4.

Не были взяты во внимание пояснения отца Павла Воецкого, что епископский совет в регистрации не нуждался, так как не был самостоятельной организацией и действовал в составе канцелярии епископа. И отец Всеволод на допросах называл епископский совет «домашней организацией»5. Они были привлечены к ответственности «за нелегальную организацию епископского совета»6, но при этом находились на свободе и продолжали исполнять свои пастырские обязанности.

Чтобы окончательно изолировать активных пастырей г. Нижнего Тагила от управления епархией, 29 октября 1924 года был арестован протоиерей Павел Воецкий, а 1 ноября протоиерей Всеволод Черепанов и протодиакон Дмитрий Рогалев. Дело последнего позднее было выделено в отдельное производство7, он стал агентом ОГПУ. Отцам Всеволоду и Павлу было предъявлено новое обвинение – в распространении «контрреволюционного» письма обновленческого архиепископа Сан-Францисского и Калифорнийского Николая (Соловейчика) к Священному Синоду8.

То есть теперь им вменялись в вину две статьи: 119 (незаконное создание организации) и 73 (контрреволюционная деятельность, состоящая в агитации против Советской власти). Следствие шло вяло, так как обвинения были надуманными, но пастыри около года находились под подпиской о невыезде в г. Свердловске, не могли общаться с семьей и не имели возможности служить, так как каждый день в 10.00 должны были являться в ОГПУ для отметки о пребывании по месту жительства. Им пришлось даже писать во ВЦИК, чтобы решилось их дело. Во время их отсутствия в Нижнем Тагиле прошли ревизии в храмах, где они служили: во Входо-Иерусалимском и Введенском – и после выявленных хищений имущества договоры исполкома с прежними общинами были расторгнуты и храмы отошли обновленцам. Приговором стали 3 года ссылки. Протоиерей Всеволод Черепанов до конца 1927 году служил настоятелем Успенского храма на ВИЗе и держал оборону от новых раскольников – григорианцев. Отец Павел Воецкий оказался в Вотской области (с центром в г. Ижевске).

Власти добились своего: «На основании следственных материалов удалось наш округ изолировать от активных и авторитетных тихоновских священников, часть которых выслана, а часть отдана под суд»9.

Послесловие

Осенью 1927 года после окончания ссылки епископ Лев (Черепанов) получил от митрополита Сергия (Страгородского) назначение на новообразованную Алма-Атинскую кафедру.

16 сентября 1927 года епископ Никита (Делекторский) был назначен владыкой Нижнетагильским, викарием Свердловским, но на Урал не приехал. Епархия осталась без управления. 19 ноября празднуется память священномученика Никиты, в 1937 году убитого на Бутовском полигоне и в 2000 году прославленного в соборе новомучеников и исповедников Российских.

Благодаря усилиям благочинного 4-го Нижнетагильского округа отца Сергия Увицкого произошло присоединение вверенных ему приходов к первому по иерархии староцерковническому епископу – Аркадию (Ершову), который со 2 августа 1927 года10 стал временно управляющим Свердловско-Ирбитской епархией, а ведь в это время в Нижнем Тагиле активно действовала обновленческая епархия. Началась подготовка ко Второму Поместному собору, «чтобы умиротворить Русскую Церковь, наладить церковную жизнь и водворить дисциплину среди клира», о чем свидетельствуют документы Нижнетагильского городского исторического архива, подписанные протоиереем Сергием Увицким11. В 2006 году батюшка был прославлен в лике священномучеников. Законный владыка Аркадий, в 2000 году тоже просиявший в лике святых, с 20 по 27 мая 1928 года совершил архипастырский визит в Нижнетагильский округ.

Духовенство Нижнетагильского округа и прихожане Выйско-Никольского храма и др. храмов города. 20–27 мая 1928 г. 3 ряд сверху (слева направо): 4) протоиерей Сергий Увицкий 5) протоиерей Всеволод Черепанов 6) епископ Аркадий (Ершов)

Нижнетагильская епархия административно перестала существовать. В новейшей истории 27 июля 2011 года она была учреждена Определением Священного Синода, и владыкой был назначен епископ Иннокентий (Яковлев).

«Где нет епископа, там нет Церкви», – эти слова приписывают священномученику Игнатию Богоносцу. В истории Нижнетагильской епархии эта простая мысль находит свое подтверждение. Как ни пыталась Советская власть разрушить Православную Церковь, ей это не удалось, по слову Спасителя: «Я создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 21512. Л. 46 об.

2 Там же. Л. 51–52.

3 Там же. Л. 58.

4 Там же. Л. 53.

5 Там же. Л. 55 об.

6 Там же. Л. 58.

7 Там же. Л. 38.

8 Там же. Л. 4–6, 11–15. Полностью письмо можно прочитать: Чемезова В. А. Плоды шиповника: документальное исследование. Нижний Тагил: Скорбященский женский монастырь, 2016. С. 258–262.

9 Время подвига: Исторические портреты: архиепископ Макарий (Звездов), епископ Лев (Черепанов), протоиерей Всеволод (Черепанов). Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2017. С. 37.

10 Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. С. 53.

11 НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 41–46 об.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

С другими подробностями церковной жизни г. Нижнего Тагила и Нижнетагильского округа в 1920–1930-е годы можно познакомиться в книге В. Чемезовой «Плоды шиповника: документальное исследование». Ее можно приобрести в лавке Скорбященского женского монастыря.

(201)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели