Публикуем окончание истории сестры N. о паломничестве на север еще не разделенной Нижнетагильской епархии.

Многие люди любят дорогу, и не только из-за новых впечатлений… Во время паломнических поездок, путешествий происходят случайные или вовсе не случайные встречи с разными людьми, и почему-то некоторые из них врезаются в память и «требуют выхода». Так рождаются рассказы: серьезные и курьезные, но всякий раз поучительные.

На северах

(записки послушницы-путешественницы)

На северах-1
На северах-2
На северах-3
По северным дорогам

Когда вернулись в гостиничку, первым делом решили обработать царапинки сестры Е. после неудачного падения в святой источник. Осмотр показал, что там не просто царапины, а глубокие раны – как будто хищный зверь оставил след от когтей. Раны лечили в течение всего паломничества и позже. Только потом поняли промысел Божий о послушнице Е. Это враг так мстил ей за приход в монастырь.

После молебна – завтрак и проводы. Так же крестным ходом с хоругвями прошли в старый храм, совершили краткий молебен и двинулись в путь. Этими двумя крестными ходами со святыми иконами мы обошли большую часть деревни.

Теперь в машине вместо Елены нас сопровождал сам отец Владимир. Следующее место нашего паломничества – поселок Гари. Это старинное село было основано Ермаком в 1623 году – в те времена, когда он открывал окно в Сибирь. Елена сказала, что подоит коров и нас догонит, так как хотела по архиерейскому благословению пособирать пожертвования для храма Святителя Николая в Романове.

От села Романово до Гарей 100 км. Проехали мы примерно 10 км, и в глухом месте на разбитой дороге я поняла: с машиной совсем плохо. Проблемки с ней были и раньше: охлаждающая мотор жидкость потихоньку уходит, и ее надо доливать. Когда выезжали из Серова, я по рассеянности не проверила: надо ли ее долить, да и заправки в современном мире существуют, как я думала, везде – небольшая проблема докупить недостающее в дороге, а вышло все по-другому. Когда еще подъезжали к Романову, видела, что надо бы подлить, но обнаружилось, что подливать нечего, а заправок в округе нет. Молилась и надеялась дотянуть до заправки в Сосьве. Температура в двигателе поднялась уже до красной критической отметки, вентилятор, охлаждающий двигатель, перестал включаться. Я остановилась, заглянула под капот и ахнула – там совсем не было жидкости. Ехать дальше – значит убить мотор и уже никуда не приехать.

Позвонила Елене: «Выручайте, кого-нибудь попросите!» Елена сказала, что скоро приедет. На чем – для меня остался вопрос открытым. Очень скоро нам навстречу показался автомобиль, он остановился, из машины вышел молодой приятный человек, посмотрел на нашу беду, сказал, что скоро приедет и поможет, и поехал дальше своей дорогой. В то время как я начала суетиться и что-то предпринимать, отец Владимир начал молиться – читать акафист Святителю Николаю. Я не знала, откуда ждать помощи – кто приедет: Елена ли, ли этот человек вернется, или Бог пошлет еще кого-то третьего. Видя, что отец Владимир ни на что не обращает внимания, а только молится, я отложила все автомобильные заботы и тоже стала молиться. Когда закончили акафист, на горизонте с той стороны, откуда мы двигались и куда уехал молодой человек, показалась машина. Я замерла – помогут или проедут? Машина остановилась, из нее вышла уже ставшая «нашей» Елена и тот самый «молодой человек». Посмотрев все еще раз, он сказал, что можно доехать до заправки. Двигатель уже остыл, плюс вентилятор он подключил напрямую и меня этой премудрости научил, и мы поехали дальше. Благополучно добрались до Сосьвы, заправились, купили антифриз – за все заплатила Елена. Мои доводы, что мы сами оплатим охлаждающую жидкость, Елена слушать не стала. До Гари дальше поехали двумя машинами. Как только выехали из поселка, плохонькая, но асфальтированная дорога закончилась. Дальше только грунтовка на протяжении 70 км. Справа и слева сначала шел густой лес, а потом непроходимые болота с засохшими деревьями и молодой порослью.

Гари

Во времена царской России Гари был поселком для мирных жителей. В советской России, когда повсеместно открывались концлагеря, это место показалось властям особо удобным. Дорога одна – вокруг тайга и болота. Чтобы по этой дороге дойти или доехать до цивилизации, надо преодолеть три полноводных реки, через которые два моста были, а третий построили несколько лет назад – раньше ходил паром. Сколько невинных людей было провезено во времена репрессий по этой дороге!? И большая их часть ехала только в одном направлении. Размышляя на эту тему, я не заметила, как мы доехали до Гарей. Других населенных пунктов по этой дороге не было.

Незадолго до окончания путешествия отец Владимир позвонил на приход и попросил тамошних обитателей, таких же, как и в Романове, страждущих насельников взять хоругви и встретить нас на окраине. Отец Владимир хотел пройти со святынями по деревне, чтобы проснулся духовно спящий народ, чтобы это было для всех жителей событие, как и для него самого. В трубке голос сказал, что ребята нас встретят. Через пару минут раздался звонок. Кто-то в трубке говорил, что ребята не хотят идти, он сам не знает – что и как, и вообще – ему самому неловко и стыдно идти нас так встречать. Для отца Владимира это был удар – он сначала усиленно просил с терпением и любовью, но когда стало понятно, что договориться не удается – стал строг, что, как позднее выяснилось, ему в общении с этими людьми не свойственно. Я стала уговаривать батюшку, чтобы он так не переживал, что мы к храму подъедем на машине. Но отец Владимир здесь проявил твердость – мы немного подождали на въезде в поселок, и встреча святынь все же состоялась. Иконы несли по поселку на руках в сопровождении хоругвеносцев. Поселок большой, центральная улица самая длинная, шли долго. Я уехали вперед и встречала крестный ход около храма. По встрече отслужили молебен, и люди потихоньку шли к святыням, молились и просили помощи в своих нуждах. Бабушки принесли кастрюлю борща и накормили нас всех тут же в храме. За трапезой женщины стали жаловаться на тех, кого приютили – батюшкиных подопечных:

– Помогать отказываются, сначала немного навоз гребли, потом только сено носили, а теперь только молоко пьют…

Ночевать мы пошли к рабе Божией Галине. Провожал нас по темным улицам отец Владимир. Шли минут 20, меня волновало – как же батюшка живет и терпит такое поведение своих подопечных. А у отца Владимира все просто: надо жить по Евангелию, он и сам точно не знает – что и как, но надеется на Бога, что Он не оставит и все управит. И смотришь на него и понимаешь – его точно не оставит. Даже если он не сможет помочь своим подопечным, то сам точно через это найдет дверь, за которой его ждет Спаситель.

Поселили нас в маленьком уютном двухэтажном доме, состоящем из кухни, гостиной на первом этаже и спальни на втором. Весь второй этаж достался нам. Хозяйка оказалась музыкальным работником, от души нас накормила постными пирогами и рассказами…

Галина родилась в Гарях, ее прадед приехал сюда в начале ХХ века. Ее бабушка рассказывала, что рыбу здесь ловили даже они – дети. Пойдут на реку, когда лед начнет схватываться, постучат по льду около проруби, рыба сама и выпрыгивает. Может, Галина немного и преувеличила, но в то, что рыбы здесь было немереное количество, я верю, ведь недаром в этом поселке на берегу реки стоял и успешно работал в стародавние времена рыбный завод. Грибы, ягоды тоже в промышленных масштабах – далеко в лес не ходили, все тут же росло.

Сейчас все по-другому. От завода остались одни воспоминания, а вот тюрьма строгого режима все так же работает, только количество заключенных сократилось и продолжает сокращаться. Волков в округе развелось много, они так осмелели, что в деревню стали заглядывать. Вот в прошлом году еще морозы не ударили, волки стали приходить по ночам. Как-то к ее знакомой на соседней улице ближе к лесу днем два волка вышли и погнали ее собаку к лесу. Окружили ее с двух сторон и вырваться не дают. Знакомая вовремя увидела это – была в огороде, схватила, что попало под руки, а попалась скалка, и бежать отбивать свою собаку. И представьте себе: отбила – скалкой отбила. Видимо, волки от такой смелости да на чужой территории растерялись, или все же Десница Божия хранит!

Наутро снова в храм. Я все думу думаю, как проблему с машиной решить – невозможно ведь на такой далеко ехать. Отец Владимир помог, договорился с одним человеком, совсем далеким от церкви, но расположенным к батюшке. Просидел наш помощник три часа над ребусом – где же утечка и с Божией помощью все исправил… Денек пробыли, пора и в обратный путь собираться. Можно ехать дальше – наши святыни ждут в другом месте.

Назад ехали по той же грунтовой дороге уже почти ночью, хотела выехать засветло, но люди задержали. Свет фар освещал дорогу и всех тех, кто выходил или выбегал из леса посмотреть на нас. Были две лисы, заяц и множество мышей. Кому-то из моих пассажиров все казалось, что сейчас выбежит волк, и было страшно. Кто-то усиленно молился, а я все продолжала свое знакомство с отцом Владимиром.

Отец Владимир стал священником относительно недавно: лет 10 или 15 назад. Он после работы в шахте только вышел на пенсию и стал активно ходить в храм. Настоятель храма, куда ходил молиться отец Владимир (дело было в Североуральске), сказал ему: «Жатвы много, а делателей мало, иди во священники». Вот он и послушался. Быстро его рукоположили и отправили на дальние приходы в глушь. Его матушка ехать с ним категорически отказалась – что это еще придумал. Думала, пройдет время – одумается, но так пока и «не одумался». Дети взрослые, живут в Екатеринбурге, в опеке отца не нуждаются. А вот страждущие и верующие по деревням в отце Владимире очень даже нуждаются.

Проводил нас отец Владимир до храма в Сосьве. Здесь нас встречал настоятель отец Сергий. Заждался уже – 10 вечера. Двое отцов да мы с сестрой Е. вместо клироса спели тропари, величания и торжественно поставили святыни в храме. Попрощались мы с отцом Владимиром просто. Благословив нас, он ушел в темноту ночи не знаю куда, но думается – нести дальше свой крест и свет этого креста людям…

Конец, и слава Богу!

Сестра N.

Дорогие братья и сестры!

Вы тоже можете стать автором рубрики «Путевые записки». Расскажите о встречах, которые произошли в вашей жизни во время путешествий. После редактирования они могут быть опубликованы на сайте Скорбященского женского монастыря. Присылайте материалы на e-mail: vachem.ndda@mail.ru.

Требования к рассказам:

– достоверность (при этом можно обозначить имена участников историй одной буквой или вообще их изменить),

– поучительность.

(52)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели