Ради хиротонии архиерейской благодати

Размещено Дек 26, 2014 в Исторические публикации, Новости | Комментарии (0)

В архиве Скорбященского женского монастыря появился исторический документ, из которого мы можем узнать, как был избран епископ Нижнетагильский в декабре 1922 года.

Общее Собрание Приходских Советов г. Нижнего Тагила состоялось экстренно – на Николу зимнего. К шести часам вечера во Введенский храм приехали 44 человека: настоятели 5 церквей города с представителями Приходских Советов. Из города Кушвы на собрании присутствовал отец Павел Воецкий – благочинный 3-его церковного округа Верхотурского уезда. Повод для встречи был важнейший – в связи с учреждением в Нижнетагильском уезде епископской кафедры должно было состояться избрание кандидата для хиротонии во епископа.

Введенская церковь Нижнего Тагила, где состоялись выборы епископа в 1922 году

Введенская церковь Нижнего Тагила, где состоялись выборы епископа в 1922 году

Уже несколько месяцев верующие Нижнего Тагила ждали этого события. Еще весной прошло собрание, подобное сегодняшнему. Были выдвинуты две кандидатуры на епископский сан: архимандрит Ириней и священник Входо-Иерусалимского собора Андрей Куляшев. При тайном голосовании последний получил большинство голосов… но хиротония не состоялась, так как в августе отец Андрей неожиданно скончался. 19 декабря 1922 года собрание во Введенском храме началось с того, что все присутствующие пропели ему вечную память.

Осенью верующие города просили батюшку Всеволода Черепанова – настоятеля Введенской церкви и в прошлом духовника Скорбященского женского монастыря – взять на себя заботу о судьбе тагильской паствы, но священник отказался от такого креста из-за преклонного возраста и слабого здоровья. И вот теперь все собравшиеся находились в волнении и нетерпеливом ожидании Божьего решения и призывали помощь святителя Николая Чудотворца.

После выбора председателя собрания, двух его помощников и секретаря слово взял Владимир Игнатьевич Сидоров – инженер «Тагиллеса», недавно приехавший из Архангельска, а до этого посетивший Москву и хорошо осведомленный в церковных делах. Он доложил высокому собранию о постановлении Российского Церковного Собора об уездных епископах, находящихся в подчинении у епархиального архиерея. Слушали его в полной тишине. Екатеринбургская епархия несколько месяцев никем не управлялась, так как лишилась своего архипастыря – архиепископа Григория (Яцковского), который был арестован из-за сопротивления изъятию церковных ценностей во вверенной ему епархии. Владимира Сидорова поддержал отец Павел из Кушвы: в его городе тоже давно ждали открытия епископской кафедры в Нижнем Тагиле.

Среди присутствующих нашлись и сомневающиеся в легитимности собрания для принятия подобных решений. Действительно, за всю историю существования Русской Православной Церкви епископов назначали или Святейший Патриарх, или митрополит Московский. Но в 1922 году исторические условия были особыми: народно-демократические процедуры признавались соборными. Теперь, как никогда, сам православный народ был ответственен за свою духовную судьбу.

Перед началом выборов долго молились. Потом рассматривали кандидатуры: коротко и по-деловому. Снова, как и полгода назад, был назван архимандрит Ириней из Екатеринбурга. Затем выдвинули кандидатуру ирбитского протоиерея Александра Анисимова. Оба они были академиками – членами Патриаршего Совета. Потом были названы имена архимандрита Ксенофонта, игумена Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, и благочинного Нижнетагильского церковного округа и священника закрытого в 1919 году Скорбященского монастыря Леонида Черепанова. Голосование проходило тайно. 19 человек желали видеть своим архипастырем отца Леонида, 12 – архимандрита Ксенофонта. Третьим в списке с 9 голосами стал отец Александр. Архимандрита Иринея поддержали 2 человека. Один голосующий воздержался.

Архимандрит Ксенофонт (слева) и епископ Лев Нижнетагильский (справа). Фото 1923 г.

Архимандрит Ксенофонт (слева) и епископ Лев Нижнетагильский (справа). Фото 1923 г.

Председатель собрания Ляпустин В. А. с волнением в голосе огласил соборное решение и обратился к отцу Леониду с просьбой не отказать нижнетагильской пастве. Эта минута его молчания показалась всем вечностью. Тяжкая ответственность за вверенную ему паству, страдающую от церковных нестроений, ложилась на его плечи. И от этого креста отец Леонид не уклонился. 26 января 1923 года в Уфе состоялась его хиротония во епископа Льва Нижнетагильского.

Отпечатанный на машинке протокол собрания после Николина дня подписали Ляпустин В. А., протоиерей Павел Воецкий, Ветлугин М. Н. и Косарев А. Е. Именно эта бумага будет изъята у владыки Льва Нижнетагильского, принявшего сан от архиепископа Андрея Уфимского (бывшего князя Ухтомского),15 июня 1923 года во время его ареста в монастырском доме на Малой Кушве. Документ станет одним из доказательств по делу о создании на Урале контрреволюционной церковной организации.

В этом доме по ул. Малая Кушва (сегодня Красногвардейская, 56) на втором этаже жил епископ Лев (Черепанов). На первом этаже размещалась монастырская воскресная школа

В этом доме по ул. Малая Кушва (сегодня Красногвардейская, 56) на втором этаже жил епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов). На первом этаже размещалась монастырская воскресная школа

 

(продолжение читайте: //ntobitel.cerkov.ru/2015/01/01/radi-xirotonii-arxierejskoj-blagodati-prodolzhenie/)

Изложено на основании архивного документа: Протокол экстренного общего Собрания Приходских Советов г. Н. Тагила, происходившего в Введенском храме в 6 часов вечера 19/6 декабря 1922 года: ГААОСО  Ф. Р-1 Оп. 2 Д. 18284 Л. 20 – 21об.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(105)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели