«Освободить монастырь»: столетие назад

Размещено Ноя 21, 2020 в Включить в слайдер, Исторические публикации | Комментарии (0)

21 ноября исполняется 100 лет со дня открытия концентрационного лагеря №2 на территории Скорбященского женского монастыря. 

«Освободить монастырь, монашенкам приготовить помещение в срочном порядке для 500 человек»
(телеграмма от предсовтрударма Л.Д. Троцкого за № 3084)

На основании постановления губисполкома от 17 ноября 1920 года в Нижнем Тагиле на территории Скорбященского женского монастыря был организован концентрационный лагерь № 2. Вознесенскую церковь опечатали, трудящихся в сельскохозяйственной артели «Улей» монахинь, воспитанниц монастырских школы и приюта выселили.

21 ноября из Екатеринбурга в Нижний Тагил были доставлены 420 заключенных. Летом 1921 года сюда поступили участники Тамбовского восстания, составившие 75% от всего контингента. За колючей проволокой оказывались и иностранные граждане: поляки, литовцы, латыши. Всего за 19 месяцев существования лагеря через него прошло 932 человека и сменилось 9 комендантов.

Больше всего в концлагере было осужденных за контрреволюционные действия (агитацию против советской власти, шпионаж) и политическую неблагонадежность. Попадали в лагерь принудительных работ и за уголовные преступления: кражу, спекуляцию, скупку краденого, – и за преступления по должности: взяточничество, растрату денег и подлог документов. Сидели в концлагере за бандитизм и грабеж, дезертирство из Красной Армии и побеги из лагеря военнопленных. За различные преступления против советской власти давались сроки в 1, 3 года, 5, 7, 10, 15, 20 лет, иногда в делах встречаются формулировки «без срока» или «до конца Гражданской войны». Случалось, что по амнистии 20-летний срок превращался в 5-летний. Все заключенные были поделены на три группы: испытуемые, исправляющиеся, образцовые.

По приказу № 1 подъем в лагере был в 6.30 утра, после чая начиналась поверка. Работали с 8.00 до 12.00, обед и отдых длились полтора часа. Далее продолжались работы до 17.30. В 18.00 был ужин. На 20.00 назначались поверка и вечерний звонок. В воскресные и праздничные дни звонок на подъем звучал на полтора часа позднее, а поверка проводилась в 21.00. Такой «курортный» режим дня, конечно, не соответствовал действительности. Многие зэки работали вне лагеря: трудовой день на заводе начинался в шесть часов утра, поэтому выходить из лагеря под конвоем необходимо было в 4.00. Ежедневно концлагерь давал укомхозу до 50 рабочих разных специальностей. Также зэки трудились на ремонте арестного дома, в горздрав- и горобротделах, в уездно-городской милиция, в уголовном розыске на хозработах, а также в портняжной, сапожной, столярной, кузнечной, электромонтерской мастерских, на хлебопекарне и в прачечной на территории монастыря.

Сначала в штате сотрудников лагеря числилось 29 человек, но в июне 1921 года по личному приказу главкома С.С. Каменева в бывший монастырь были откомандированы 60 красноармейцев, в том числе 12 человек для охраны карцера.

В лагере сидели 17 лиц духовного сословия, среди них православные священники Павел Изгородин, Александр Борков, Николай Шимановский, Геннадий Беневоленский, Иоанн Малиновский – отец прославленного в лике святых Александра Малиновского, афонский монах Макарий Чирков, католические ксёндзы Викентий Балюль, Викентий Грашис и Игнатий Рудис. Известными узниками концлагеря № 2 были  А.Н. Словцов, в будущем директор Нижнетагильского Демидовского музея, и М.Н. Ветлугин, комиссар Временного правительства по Верхотурскому уезду.

28 и 30 января 1922 года во время медосмотра 237 зэков из 338 были признаны нетрудоспособными. С октября 1921 года по июнь 1922 года в лагере умерли 265 человек. Только за декабрь 1921 года отошли ко Господу 36 человек. В январе 1922 года число умерших увеличилось до 75 человек. Только в Крещенский сочельник почили 8 зэков.  В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 человека, и 253 из них скончались в лагере. Хоронили всех умерших в братских могилах на монастырском кладбище.

«…нами обследованы Екатеринбургский губернский концлагерь № 2 и арестный дом. Под лагерь занят бывший женский монастырь и скорее похож на дом отдыха, нежели на место заключения преступников»
(доклад от 1 июля 1921 года представителей Наркомата юстиции А.А. Лисицына и ВЧК И.И. Скрамэ председателю ВЦИК тов. М.И. Калинину)

1 июля 1922 года лагерь был расформирован. Территория бывшего монастыря перешла в ведение Нижнетагильского уисполкома. 5 декабря 1922 года здесь был открыт Детский городок.

Благодарим добровольцев Тамару Винник, Ольгу Буйначёву, Татьяну Баранову, Ольгу Гончаренко, Анну Новикову, Ольгу Никулину, которые осенью 2020 года начали составление «КНИГИ ПАМЯТИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО КОНЦЛАГЕРЯ № 2». В ближайшее время она будет публикована на сайте обители и в группе «Храм-памятник жертвам ТАГИЛЛАГа» .
Также благодарим Ольгу Гончаренко за составление синодика для церковного поминовения.

 

Подробнее с историей концлагеря можно познакомиться:

Злобина И.В.Кириллов В.М. История концлагеря на Малой Кушве // Книга памяти / Сост. и вступ. ст. В. М. Кириллова. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. С. 20–23.

Чемезова В.А. Плоды шиповника. Нижний Тагил: Скорбященский женский монастырь, 2016. С. 7–48.

Книгу «Плоды шиповника» можно приобрести в церковной лавке и на сайте монастыря.

(82)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели