Зачем человеку ответственность?

Размещено Ноя 15, 2018 в Включить в слайдер, Дискуссионный клуб "Черное и белое" | Комментарии (0)

13 и 15 ноября в медицинском колледже состоялись заседания молодежного дискуссионного клуба «Черное и белое». Общение со студентами состоялось в рамках темы XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

Участниками заседаний дискуссионного клуба «Черное и белое» стали студенты первого и второго курса, обучающиеся по специальности «Сестринское дело». В качестве экспертов выступили иерей Андрей Брагин – настоятель храма Воскресения Господня и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии; Вера Александровна Чемезова, Дарья Николаевна Федяева – сотрудники Скорбященского монастыря, Светлана Георгиевна Юсупова – сотрудник отдела религиозного образования и катехизации, а также преподаватели колледжа Ольга Михайловна Ращектаева, Юлия Юрьевна Костромитина.

Встречи были посвящены теме «У меня есть права. Зачем мне ответственность?»

Перед началом дискуссии студентам было предложено написать на листочках свои права и обязанности. Задание у многих вызвало удивление и недоумение и оказалось трудным. У некоторых молодых людей листы остались девственно чистыми. Вернемся к этому факту позднее.

На ключевой вопрос дискуссии: «Мне достаточно моих прав?» – почти все ответили утвердительно, хотя именно старший подростковый возраст характеризуется претензиями по отношению к старшему поколению – родителям и педагогам, будто бы попирающим права молодежи.

После просмотра ролика «У детей есть право на права» (этому даже Смешарики учат) эксперты вместе со студентами обсуждали, почему в современном мире так много говорится о правах человека. Постоянно совершенствуются уголовный, трудовой, жилищный, семейный, налоговый, земельный и др. кодексы, в которых прописаны права гражданина, работника, супругов, родителей, женщины-матери, ребенка, обучающегося (например, студента), преподавателя, пациента, инвалида, журналиста, потребителя и т.д. Очевидно, что в обыденной жизни мы даже и не вспоминаем о перечисленных документах и начинаем обращаться за юридической помощью только в крайних случаях.

Кто-то скажет, что у нас самая лучшая Конституция, принятая народным голосованием 12 декабря 1993 года. По крайней мере, Основной Закон государства в версиях 1925, 1937, 1978 гг. и тем более первая Российская Конституция 1918 г., в которой в качестве вводного раздела была принята «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (все мы знаем о поражении в правах так называемых «бывших» – представителях дворянского, купеческого, духовного сословий), – кажутся устаревшими.

Почему вообще пишутся законы, выпускаются бесконечные указы, приказы, регламентируются отношения, вводятся брачные контракты и т.д.? Ответ кажется простым, лежащим на поверхности: ЛЮДИ ВСЕ МЕНЬШЕ ДОВЕРЯЮТ ДРУГ ДРУГУ. Вступающие в брак будто бы по любви молодые люди уже прогнозируют развод. Производители производят, а продавцы продают дурной товар, деловые партнеры подводят друг друга (иной раз с тоской вспомнишь о честном купеческом слове). Взрослые бывают жестоки к детям. Начальник угнетает подчиненного, работодатель – работника, не платя ему достойную заработную плату. Примеры можно продолжать.

Любопытна история вопроса. На определенном этапе развития общества никто даже не помышлял о предъявлении каких бы то ни было прав. Бесправие было законом? И да, и нет. Конечно, совершенствовалось законодательство. Мировым достоянием является римское право. Но каким бы качественным оно ни казалось, если внутри человека не действует Закон Божий, государство может оказаться бессильным перед всеобщим исполнением людьми СВОЕЙ ВОЛИ. Любая революционная эпоха – тому подтверждение.

В процессе обсуждения эксперты со студентами пришли к выводу, что когда был упразднен Закон Божий, возникла Конституция. А человечество, пережившее Освенцим, Бухенвальд, Аушвиц и Дахау, встало перед необходимостью утвердить в 1950 г. Конвенцию о правах человека. Когда в результате фашистской идеологии было попрано фундаментальное право человека на жизнь без пыток, рабства и принудительного труда, тогда, может быть, запоздало заговорили и о других ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА: на личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство и наказание исключительно на основании закона, уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, совести и религии и т.д. Кому интересна тема, можно обратиться к содержанию документа, принятого Советом Европы.

Человечество приняло и др. документы: Конвенция о правах ребенка родилась в 1989 г., Конвенция о правах инвалидов относительно недавно – в 2006 г. Да, надо защищать права слабых и беспомощных. Но тогда получается, что христианство исчерпало себя и требуется особая регламентация того, что и так очевидно? Сегодня развито движение правозащитников животных, но при этом не всегда можно добиться защиты прав матерей с маленькими детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

А если углубиться еще в более далекие времена и взять в руки Священное Писание, то окажется, что Библия откровенно называет противоправными действия, за которые д`олжно наказывать: убийство, предательство, воровство, разврат, лжесвидетельство и лжеприсягу, оскорбление отца и матери и т.д. Отец Андрей представил студентам, чт`о в Ветхом Завете говорится о правах и обязанностях.

Действительно, жизнь ветхозаветных людей была строго регламентирована: четко определены семейные права и обязанности, права собственности, степень наказания за те или иные прегрешения (почитайте книгу «Второзаконие»!). С опорой на древние представления людей о справедливом возмездии за содеянное выстраиваются и современные законы.

Когда Сын Божий Своим Рождеством отменил Ветхий Завет, он утвердил не право закона, а право любви. Хотя важное место в Библии занимают принципы торгового права, Иисус Христос учил поступать иначе – по закону Любви: «Кто просит у тебя – дай, и от хотящего занять – не отвращайся» (Мф. 5, 42). На страницах Библии находим положение относительно семейного права: 5-ой заповедью предписывается почитать отца своего и мать, в Первом послании св. апостола Павла к коринфянам говорится о том, что мужчина должен предоставлять женщине должное уважение, как и женщина мужчине.

Когда говорят о защите прав? КОГДА ОСКУДЕВАЕТ ЛЮБОВЬ! В Библии Господь не перечисляет наши права, но многократно сообщает об обязанностях, ведь заповеди Божьи есть не что иное, как обязанности перед Богом и людьми. С другой стороны, это и права тоже.

Во время дискуссии не обошлось и без художественного слова. В прочитанной ведущей дискуссии притче об обезьянке, которая хотела разбить тяжелый кокосовый орех о голову слона, несколько раз звучит вопрос, заданный верблюдом, львом, носорогом и самим слоном:

– Тебе чего-то не хватает?

Действительно, и обезьянке, и человеку подчас не хватает самого главного: внимания и любви. Когда они присутствуют в жизни человека, даже не возникает желания заявлять о своих правах или использовать голову слона в качестве орехокола.

Что важнее – права или обязанности? Обязанности – для сильных людей. Кто кричит о своих правах – будто бы они попираются? Люди развращенные кричат о том, что попираются права ЛГБТ-сообществ. Хамы кричат, что попрали их свободу слова. Самолюбивые люди кричат о том, что с ними никто не считается. Не говорим об особых случаях – когда попирается свобода человека или кто-то покушается на его жизнь и достоинство и требуется реальная защита. Иногда вместо того, чтобы немного потерпеть, человек заявляет о своих правах, что ведет к откровенному скандалу. Чувство ответственности, вложенное в природу человека Богом, исказилось грехом.

Права неотделимы от обязанностей – основная мысль, которую эксперты пытались донести до студентов. В конце дискуссии все вернулись к заданию, которое было простым и ненаучным тестом на зрелость. Помните: студенты должны были написать свои права и обязанности. Преобладание прав над обязанностями приводит к мысли о том, что личность глубоко эгоистична. А зрелый человек будет рассуждать так: у меня есть право на бесплатное образование, значит – моя обязанность – по мере сил хорошо учиться; у меня есть право на медицинское обслуживание, значит – моя обязанность – следить за здоровьем, бороться с вредными привычками… и т.д. А еще есть обязанности перед семьей: перед родителями, бабушками и дедушками, перед младшими братьями и сестрами. Для осознания их вовсе не нужен семейный кодекс – это знание запечатлено в человеке Богом. Все мы выступаем в разных ролях: мы можем быть сыном или дочерью, матерью или отцом, начальником или подчиненным, учителем или учеником и т.д., и каждая такая роль предполагает ответственность. Студентов же, не написавших ничего, просто жаль: в 17–18 лет человек должен вполне осознавать себя. Шутка отца Андрея о том, что рядом с нами сидят люди с совершенной любовью, отдавала горечью.

Если в человеке действует любовь, то обязанности не будут сопряжены у него с тягостным словом «должен», а будут приносить радость. Об этом говорили с молодежью эксперты. Возможность помочь другому будет восприниматься им как привилегия, дар Божий, который не будет с человеком всегда. Она исчезнет, когда мы утратим здоровье и материальный достаток.

Только в соединении с любовью ОТВЕТСТВЕННОСТЬ станет не только обязанностью и готовностью отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия, но и посильным грузом, дающим силы созидать, и мужеством. Мы станем воспринимать наши христианские обязанности как священное право творить волю Божию – и Господь не оставит нас и подаст все необходимое для жизни и спасения души.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(14)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели