Научиться Божественной любви

Размещено Мар 27, 2018 в Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Подходит к концу Великий пост. Сегодня мы вспоминаем евангельские события, относящиеся к подвигу Спасителя, слышим его последние проповеди.

Важный урок был дан Иисусом Христом Своим ученикам, когда они входили в Иерусалим. Учитель говорил им о том, что не будет триумфа земного царства, которого они ожидают. Наоборот, будут суд, распятие и смерть, и в третий день Он воскреснет.

Когда Спаситель так объясняет, говорит им о Своих страданиях, подходят к Нему два его ревностные ученика: Иаков и Иоанн – и неразумно просят у Спасителя не мудрости, не подвига, а того, чтобы в Царствии Небесном одному из них сесть по правую руку от Него, а другому – по левую, т.е. чтобы быть им приближенными к Христу.

Ученики вознегодовали на своих собратьев: все рядом со Спасителем, все одинаково подвиг несут, а им надо быть первыми. Когда-то и Сам Иисус Христос негодовал на книжников и фарисеев, на торгующих и покупающих в храме или когда не допускали к Нему детей, но сейчас этого нет. Есть терпеливое объяснение неразумности их просьбы, именно сейчас ученикам будет открыт тот великий закон Любви, который долго утаивался от израильского народа.

Сначала Господь утверждает: «…не знаете, чего просите», а потом спрашивает: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь» (Мк. 10, 38). Ученики думают, что это будут земные битвы или дела управления, сложное испытание, с которым они готовы справиться. Поэтому они легко говорят: можем, можем и пострадать, тем более рядом с Господом, Который поможет. Они не понимают, что имеет в виду Христос, говоря о крещении.

Господь им открывает: да, будете креститься Моим крещением, т.е. пройдете такой же подвиг, но не сейчас. Но решать, кто сядет со Мной в Царствии, Мне не дано – это знает только Отец Мой Небесный. Он раскрывает тайну, что на земле отношения между людьми чаще всего – это страсть, гордость, превозношение одних и уничижение других – бедных и обездоленных. Кто первым почитается между вами? – спрашивает Господь. Он говорит, что основанием для их преуспеяния должны быть не гордость, не земное величие, а любовь и жертвенность. Кто хочет быть лучше, пусть будет слугой, кто хочет величаться, пусть будет рабом. После такого ответа Господа все негодования его учеников смолкли. В словах Спасителя было прямое указание на исполнение закона Любви. Такой ясности в Священном Писании еще не было. Когда-то даже пророку Илии не был открыт закон Любви: он желал наказания Израилю за отступление от заповедей Божиих.

Пройдут годы, христианство распространится по всей земле, но, как и во времена земной жизни Спасителя, так и в наше время христианам трудно постижение этого закона сердца. На Востоке, где была сильна семейная традиция, христианская миссия проповедников-католиков и протестантов не имела успеха. Когда люди на Востоке слышали схоластическую проповедь о том, что Бог разгневался на людей за их грехи, а Его Сын пошел на смерть ради них и Бог, утешившийся Его смертью, насытившийся Его кровью, простил людей, они просто смеялись. Западная христианская миссия провалилась.

Действительно, умом понять Закон Божий невозможно. С западным учением, которое протаскивалось и в наши духовные школы – семинарии, пришлось бороться святым отцам Восточной Церкви. Не так было, как примитивно рассказывают проповедники. В подвиге Спасителя открылась Истина. Именно жертвенная любовь Христа способна нас научить той Любви, которой ждет от нас Господь. Если человек хочет быть с Богом и уподобиться Ему, хочет научиться Божественной Любви, сначала он должен научиться терпеть уничижения и бороться с собственным величием, которое постоянно поднимается из сердца.

Этому нас учит второе евангельское чтение, звучащее сегодня в храме. Оно о женщине-блуднице, которая омыла ноги Спасителя своими слезами и отерла их своими волосами, а потом помазала их миром. Возмущенному фарисею Господь объясняет: не на твой внешний подвиг я смотрю, ты только для людей праведно живешь, но в тебе нет любви и все твои старания ради превозношения; блудница, которая совершила великие грехи, т.е. внешне отступила от исполнения закона, выше тебя, потому что ей открыт закон Любви и веры.

Вся Его проповедь была об этом. Господь наш Иисус Христос прощал тех, кого по-человечески и простить нельзя.

Под конец поста Господь открывает нам истину, как мы должны нести свой подвиг. Он не против плоти и похоти, а против превозношения, которое постоянно посещает нас, когда мы начинаем поститься. Господь повторяет нам: надо проверять любое дело – ради любви исполнено оно или ради превозношения. Только так спасемся.

О. Алексий Исмагилов. 25 марта 2018 г.

(18)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели