Пост для ума

Размещено Фев 22, 2018 в Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь после чтения канона св. Андрея Критского во второй день Великого поста

Братья и сестры! На первой неделе Великого поста нам необходимо вспомнить о его службе. Каждый год повторяется эта мысль, нам дается напоминание о том, как мы должны поститься. Игнатий Брянчанинов указывал, что «глава добродетелей – молитва; их основание – пост». Очевидно, что не только телу, но и сердцу, и уму нужны пост и воздержание. Еще до совершения Адамом и Евой первородного греха первой заповедью – запретом вкушать плоды с древа познания добра и зла – должен был удерживаться ум человека. В раю Господь тоже призывал человека к посту и воздержанию, чтобы люди пребывали в постоянном Богообщении.

Тем более память о посте нужна нам, подверженным греху. По слову святителя Игнатия: «Ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Действительно, пресыщенная плоть утяжеляет помыслы, лишает ум высоты. Дебелое тело осложняет постоянное памятование о Боге, как трудно человеку помнить о Боге, пока не придет скорбь. Человек, который сотворил этот подвиг, который хотя бы на 7 недель сумел оторвать себя от земного пресыщения, возвращает себе утраченное памятование о Боге. Тогда восстанавливается утерянная связь между человеком и Богом. Дело не только в количестве, но и в качестве пиши. Мясная, рыбная, сырная пища как бы отяжеляет ум, дает ему постоянное развлечение и удаляет от главного – пребывания в Боге. И наоборот, когда человек добровольно ограничил себя, тогда начинают проявляться лучшие качества его души.

Пост – это основание для духовного делания. Святые отцы говорят, что любое духовное делание начинается с поста. И истинное покаяние невозможно, если человек себя не ограничит. Если не утеснил себя человек, то ни в чем не преуспеет.

Когда наступает Великий пост, в первую неделю мы стараемся наиболее строго поститься, творить подвиг, хотя нам трудно исполнять его по тем уставам, которые были у первых христиан и подвижников, живших в пустынях. Времена изменились. Когда-то Русская Церковь выбрала для Великого поста студийский, самый строгий, монастырский устав. Многие не могут удерживаться от пищи в полной мере даже и по облегченному уставу, но даже памятование о строгом уставе прошлых времен может смирять нас. Конечно, разумно воздерживаться, исходя из состояния здоровья, тяжести работы и др. жизненных обстоятельств. Мера поста у каждого человека своя. Но приближение к идеалу возможно. В этом случае человек не оправдывает себя тем, что кто-то рядом с ним вообще не постится, а имеет перед очами высокую планку поста студийского монастыря и тем разумно спасается. Главное: иметь направление – максимально себя утеснить.

Чем строже мы проведем первую седмицу, тем легче нам будут даваться плоды поста. Стараемся мы ущемить себя не только в количестве, но и в качестве пищи. Не позволим себе ничего лишнего, и это станет основанием для духовной жажды – крепкой молитвы. Долгое воздержание дает истинное памятование о Боге. А когда посетят мысли пожалеть себя – может оставить нас решимость двигаться дальше. Здесь как раз нужно трезвение ума – оно дает памятование и о посте, и настрой на дальнейший подвиг. Аминь.

О. Алексий Исмагилов. 20 февраля 2018 г.

(99)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели