Еще одна святыня появилась в Скорбященском монастыре

Размещено Сен 22, 2017 в Включить в слайдер, Святыни | Комментарии (0)

Икона с частицей мощей святой великомученицы Варвары Илиопольской появилась в Скорбященском женском монастыре и открыта для постоянного поклонения прихожан (+ тропари и канон).

Мощевик  был изготовлен нижнетагильскими ювелирами,  икона написана по заказу Скорбященской обители также в нашем городе.

Икона святой великомученицы Варвары, находящаяся в Скорбященском женском монастыре г. Нижний Тагил

Отныне мощи великомученицы Варвары будут открыты для постоянного поклонения верующих.

Чем прославилась перед Богом Варвара?

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в г. Илио­по­ле (ны­неш­ней Си­рии) при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–311 гг.) в знат­ной язы­че­ской се­мье. Отец Вар­ва­ры Ди­о­скор, ра­но ли­шив­шись сво­ей су­пру­ги, был страст­но при­вя­зан к сво­ей един­ствен­ной до­че­ри. Чтобы убе­речь кра­си­вую де­вуш­ку от по­сто­рон­них взо­ров и вме­сте с тем ли­шить ее об­ще­ния с хри­сти­а­на­ми, он по­стро­ил для до­че­ри спе­ци­аль­ный за­мок, от­ку­да она вы­хо­ди­ла толь­ко с раз­ре­ше­ния от­ца (кондак 2). Со­зер­цая с вы­со­ты баш­ни кра­со­ту Бо­жи­его ми­ра, Вар­ва­ра ча­сто ис­пы­ты­ва­ла же­ла­ние узнать его ис­тин­но­го Твор­ца. Ко­гда при­став­лен­ные к ней вос­пи­та­тель­ни­цы го­во­ри­ли, что мир со­здан бо­га­ми, ко­то­рых по­чи­та­ет ее отец, то она мыс­лен­но го­во­ри­ла: «Бо­ги, ко­то­рых по­чи­та­ет мой отец, сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми. Как эти бо­ги мог­ли со­здать та­кое пре­свет­лое небо и та­кую кра­со­ту зем­ную? Един дол­жен быть та­кой Бог, Ко­то­ро­го со­зда­ла не ру­ка че­ло­ве­че­ская, но Сам Он, име­ю­щий соб­ствен­ное бы­тие». Так свя­тая Вар­ва­ра учи­лась от тво­ре­ний ви­ди­мо­го ми­ра по­зна­вать Твор­ца, и на ней сбы­ва­лись сло­ва про­ро­ка «По­учих­ся во всех де­лех тво­их, в тво­ре­нии ру­ку тво­ею по­учах­ся» (Пс.142:5) (икос 2).

Со вре­ме­нем к Ди­о­ско­ру все ча­ще ста­ли при­хо­дить бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи, про­ся ру­ки его до­че­ри. Отец, дав­но меч­тав­ший о за­му­же­стве Вар­ва­ры, ре­шил за­ве­сти с ней раз­го­вор о бра­ке, но, к сво­е­му огор­че­нию, услы­шал от нее ре­ши­тель­ный от­каз ис­пол­нить его во­лю. Ди­о­скор ре­шил, что со вре­ме­нем на­стро­е­ние до­че­ри из­ме­нит­ся и у нее по­явит­ся склон­ность к за­му­же­ству. Для это­го он раз­ре­шил ей вы­хо­дить из баш­ни, на­де­ясь, что в об­ще­нии с по­дру­га­ми она уви­дит дру­гое от­но­ше­ние к за­му­же­ству.

Од­на­жды, ко­гда Ди­о­скор на­хо­дил­ся в дли­тель­ном пу­те­ше­ствии, Вар­ва­ра по­зна­ко­ми­лась с мест­ны­ми хри­сти­ан­ка­ми, ко­то­рые рас­ска­за­ли ей о Три­еди­ном Бо­ге, о неиз­ре­чен­ном Бо­же­стве Иису­са Хри­ста, о Его во­пло­ще­нии от Пре­чи­стой Де­вы и о Его воль­ном стра­да­нии и Вос­кре­се­нии. Слу­чи­лось так, что в то вре­мя в Илио­по­ле про­ез­дом из Алек­сан­дрии на­хо­дил­ся свя­щен­ник, при­няв­ший вид куп­ца. Узнав о нем, Вар­ва­ра при­гла­си­ла пре­сви­те­ра к се­бе и про­си­ла со­вер­шить над ней Та­ин­ство Кре­ще­ния. Свя­щен­ник из­ло­жил ей ос­но­вы свя­той ве­ры и за­тем кре­стил во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. Про­све­щен­ная бла­го­да­тью Кре­ще­ния, Вар­ва­ра еще с боль­шей лю­бо­вью об­ра­ти­лась к Бо­гу. Она обе­ща­ла по­свя­тить Ему всю свою жизнь.

За вре­мя от­сут­ствия Ди­о­ско­ра при его до­ме ве­лось стро­и­тель­ство ка­мен­ной баш­ни, где ра­бо­чие по при­ка­за­нию хо­зя­и­на на­ме­ре­ва­лись со­ору­дить два ок­на с юж­ной сто­ро­ны. Но Вар­ва­ра, зай­дя од­на­жды по­смот­реть стро­и­тель­ство, упро­си­ла их сде­лать тре­тье ок­но – во об­раз Тро­ич­но­го Све­та (икос 3). Ко­гда же вер­нул­ся отец, то он по­тре­бо­вал у до­че­ри от­че­та о сде­лан­ном, «Три луч­ше чем два, – го­во­ри­ла Вар­ва­ра, – ибо у непри­ступ­но­го, неиз­ре­чен­но­го Све­та Тро­ич­но­го Три Ок­на (Ипо­ста­си или Ли­ца)». Услы­шав от Вар­ва­ры хри­сти­ан­ские ве­ро­учи­тель­ные на­став­ле­ния, Ди­о­скор при­шел в ярость. Он бро­сил­ся на нее с об­на­жен­ным ме­чом, но Вар­ва­ра успе­ла вы­бе­жать из до­ма (икос 4). Она укры­лась в гор­ной рас­се­лине, ко­то­рая чуд­ным об­ра­зом рас­сту­пи­лась пе­ред ней.

К ве­че­ру Ди­о­скор по ука­за­нию од­но­го пас­ту­ха все же на­шел Вар­ва­ру и с по­бо­я­ми при­та­щил му­че­ни­цу в дом (икос 5). На­ут­ро он от­вел Вар­ва­ру к го­род­ско­му пра­ви­те­лю и ска­зал: «Я от­ре­ка­юсь от нее, по­то­му что она от­вер­га­ет бо­гов мо­их, и ес­ли не об­ра­тит­ся к ним сно­ва, то не бу­дет мне до­че­рью. Му­чай ее, дер­жав­ный пра­ви­тель, как бу­дет угод­но тво­ей во­ле». Дол­го уго­ва­ри­вал гра­до­на­чаль­ник Вар­ва­ру не от­сту­пать от древ­них оте­че­ских за­ко­нов и не про­ти­вить­ся во­ле от­ца. Но свя­тая муд­рою ре­чью об­ли­ча­ла за­блуж­де­ния идо­ло­по­клон­ни­ков и ис­по­ве­да­ла Иису­са Хри­ста Бо­гом. То­гда ее на­ча­ли силь­но бить во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и по­сле это­го рас­ти­рать глу­бо­кие ра­ны жест­кой вла­ся­ни­цей.

В кон­це дня Вар­ва­ру от­ве­ли в тем­ни­цу. Но­чью, ко­гда ее ум был за­нят мо­лит­вой, ей явил­ся Гос­подь и ска­зал: «Дер­зай, неве­ста Моя, и не бой­ся, ибо Я с то­бою. Я взи­раю на по­двиг твой и об­лег­чаю твои бо­лез­ни. Пре­тер­пи до кон­ца, чтобы вско­ре на­сла­дить­ся веч­ны­ми бла­га­ми в Цар­стве Мо­ем». На сле­ду­ю­щий день все бы­ли удив­ле­ны, уви­дев Вар­ва­ру, – на ее те­ле не оста­лось ни­ка­ких сле­дов недав­них ис­тя­за­ний (икос 6). Ви­дя та­кое чу­до, од­на хри­сти­ан­ка, по име­ни Иули­а­ния, от­кры­то ис­по­ве­да­ла свою ве­ру и объ­яви­ла же­ла­ние по­стра­дать за Хри­ста (кондак 8). Обе­их му­че­ниц на­ча­ли во­дить об­на­жен­ны­ми по го­ро­ду, а за­тем по­ве­си­ли на де­ре­ве и дол­го пы­та­ли (кондак 9). Их те­ла тер­за­ли крю­чья­ми, жгли све­ча­ми, би­ли по го­ло­ве мо­лот­ком (икос 7). От та­ких пы­ток невоз­мож­но бы­ло остать­ся че­ло­ве­ку жи­вым, ес­ли бы му­че­ниц не укреп­ля­ла си­ла Бо­жия. Оста­ва­ясь вер­ны­ми Хри­сту, по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля му­че­ни­цы бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Ди­о­скор (икос 10). Но без­жа­лост­но­го от­ца вско­ре по­ра­зи­ла мол­ния, пре­вра­тив его те­ло в пе­пел.

Мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры в VI ве­ке бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а в XII ве­ке дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081–1118 гг.), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Ми­ха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, при­вез­ла их с со­бой в Ки­ев, где они на­хо­дят­ся и те­перь – в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Тропарь великомученице Варваре, глас 4

Агнице всеблаженная Варваро,/ Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/ и в купели Крещения утвердившися,/ в побеждение лести отеческия,/ веру исповедала еси Христову./ Темже, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,/ исцеляти недуги и болезни вся.// Егоже моли, великомученице, да спасет души наша.

Тропарь великомученице Варваре, глас 8

Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и яко птица избавися от них,// помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак великомученице Варваре, глас 4

В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, едино Божество.

Молитва великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

КАНОН МОЛЕБНЫЙ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ, глас 8

Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин, вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Воду нечестия тименну оставивши, к воде чистительной притекла еси, Варваро, и наша очисти сердца, чисто пети твоя страдания.
Водою Крещения очистившися, великомученице, Чистому Жениху, Христу, прилепилася еси, Емуже и нас чисто присвой молитвами твоими.
В воде потопльшему змия лукаваго подобящися, кровию твоею страдальческою вражию погрузила еси силу, страстоносице, от негоже и нам избавитися Спаса умоли.
Богородичен: Воду слез очищающую, Пречистая, подаждь ми и, очистивши мя от кала беззаконий, чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Небеснаго круга смотряющи украшение, мудрая дево Варваро, Верхотворца познала еси, Егоже и возлюбльши, Тому служити изволила еси. И нас в любви Его утверди, молимся.
Небеснаго Творца в Троице пресветлое изобразующи естество, три окна в бане отечестей изобразити повелела еси, Троическому покланятися учащи Божеству, Емуже и нас вечно покланятися сподоби.
Небеснаго чертога желающи, Небесному Жениху чистоту девства твоего соблюла еси, временнаго презревши. И мене в чистоте Тому служити, мученице, укрепи.
Богородичен: Небеснаго Творца, Богородице Всепетая, порождши, Небес пространнейша явилася еси. Мене от пространнаго пути погибельна уклонши, на Небесный путь настави, молюся.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Услышавши, Варваро, небеса, поведающа славу Божию, на земли Бога славити возжелала еси, Егоже славы и нас сподоби.
Услышав отец твой тебе, Вышняго Отца исповедующую, гоняше на убиение, но не возможе отторгнути от истиннаго Бога.
Услышавши прещения отеческая и муки от него терпящи, Варваро, непоколебима пребыла еси и мене непоколебима в добродетелех управи.
Богородичен: Услыши, Пречистая Владычице, моление мое, и избави мя от зол, и глас благословенных, призывающий в Царство, слышати удостой.
Песнь 5
Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Просветивши свещу свою, мученице, верою, свещами опалити тело твое предала еси, в чертог Небесный светло внити желающи.
Просвещахуся верою неверием омраченнии людие, видяще тя, жжения, биения, резания терпящую доблественне, мученице.
Просвети мя, о Варваро, омраченнаго мглою греховною, и Светом Невечерним осияватися, светлая дево, молюся, сотвори.
Богородичен: Просветила еси потемненное естество, Богородице, Свет истинный рождши. Темже и мене, светом просветивши, от мрачных враг свободи.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Молитву твою страдальческую услышав, Христос, Варваро, в темнице затворенную посети, исцеление от ран подаде и на подвиг укрепи, ты же моя раны греховныя уврачуй, мученице, молюся.
Молитвою ти, и страдальческим твердым терпением, и чудным исцелением Иулианию от злочестия привлекла еси страдати с тобою за Христа, привлецы и мене к Горнему мудрованию, страстоносице.
Молитву всяк приносяй с верою тебе, мученице, и к мощам твоим святым притекаяй, душевных страстей и телесных исцеление скоро приемлет, еже и нам богатно подавай, молимся.
Богородичен: Молитву нашу приими, Пречистая, и молитвою Ти всемощною избавити нас от враг видимых и невидимых, от грехов же и всякия муки моли, Егоже родила еси, Человеколюбца Бога.
Кондак, глас 4
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища; посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная, велегласно поюши присно: Троицу чту, Едино Божество.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Дети еврейския Ангел от огня неопальны сохранивый и тебе, Варваро, нагу водиму, от студа защити, одеждою свыше облек, поющую: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Детское игралище вменяющи муки, не пощадила еси тела твоего, еже быти ему за Христа стружему и остро стираему, великомученице, поющи: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Детей еврейских и аз подражая, Варваро, хвалю Христа, давшаго тебе крепость, ты же мя, на подвиг добродетелей укрепльши, одеждою Небесною облещися сподоби во веки.
Богородичен: Детородию Твоему, Девою и по рождестве пребывшу, дивлюся, Богородице, удиви убо и на мне милость Сына Твоего, да, помилован Тобою, пою: благословен Бог, ублагословивый Тя, Матерь Свою, во веки.
Песнь 8
Ирмос: Победители мучителя и пламене благодатию Твоею бывше, заповедем Твоим зело прилежаще, отроцы вопияху: благословите, вся дела Господня, Господа.
Победителие непобедимыя твоея веры мучителие тщащеся быти, сосца твоя нещадно отрезоваху, ты же, твердо терпящи, млеком учения о Бозе напоила еси предстоящия и благословящия Христа во веки.
Победила еси мужеством твоим, мученице Варваро, вся мучительская ухищрения. Моли убо Владыку Христа, молим тя, всем верным на враги победу дати, поющим: благословите, вся дела, Господа и превозносите Его во веки.
Победительница суроваго отца твоего явилася еси, мученице: он бо Небесным огнем во адский огнь низведеся, ты же на Небо возшла еси, еже и мне исходатайствуй, от огня избавляющи мя во веки.
Богородичен: Победи, Пречистая, врагов видимых и невидимых, низложити нас тщащихся, и страстей мя всяких избави, да пою торжественне: благословите, вся дела, Господа и превозносите Его во веки.
Песнь 9
ИрмосВоистину Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе.
Воистину Бога исповедающи, мученице, чертог Небесный наследила еси, егоже и нас сподоби, да с тобою Христа вечно величаем.
Воистину на тебе, Варваро, исполнися Христово проречение: предаст отец чадо на смерть, еюже ты вечный живот обрела еси.
Воистину никтоже, притекаяй к тебе, страстоносице, тощ благодати твоея отходит, еяже и мене исполни, молюся.
Богородичен: Воистину истиннаго Бога плотию, Богородице, родила еси, Егоже милостива нам в День Суда соделай, да безконечно с Ним Тя величаем.
Светилен
 Яко шипок краснейший, из терновнаго израсла еси корене, дево Варваро, жертвою, мученице, священнаго страдания обагрившися кровию. И ныне Божественную твою память совершающия любовию спасай от бед.

(49)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели