Праздник апостолов Петра и Павла: разные пути – общая радость

Размещено Июл 11, 2017 в Включить в слайдер | Комментарии (0)

12 июля Православная Церковь совершает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Многое можно сказать об их подвиге, о проповеднических трудах, о мученической смерти за Христа, но, наверное, самое главное в наши дни – история их обращения ко Христу.

Апостол Павел и апостол Петр – два полюса той первохристианской общины, которая засеяла мир христианскими смыслами и принесла в него свидетельство о Христе.

Апостолы Петр и Павел. Художник Эль Греко. Между 1587-1592 гг.

«Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Святая Церковь чтит так высоко, как никого другого из святых апостолов, хотя все они велики пред Богом. Что же это значит? Это значит, что Сам Бог поставил их превыше других апостолов. Святого апостола Петра Господь Сам так возвеличил, как никакого другого апостола, ибо слышали вы в нынешнем евангельском чтении, что Господь наш Иисус Христос спросил однажды учеников Своих, за кого почитает Его народ. И ответили Ему ученики: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф.16:14). «А вы за кого почитаете Меня?», — спросил Господь наш Иисус Христос. И тогда за всех ответил Ему апостол Петр: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго!» Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Сам Бог открыл ему, что Господь Иисус есть Христос, Сын Божий.» — говорил в проповеди святитель Лука Войно-Ясенецкий

Петррыбак, человек глубокой веры, веры горячей, может, даже излишне горячей, о чем Господь говорит ему: ты отречешься от Меня, потому что сейчас на эмоциональной волне исповедуешь верность, а потом на этой же эмоциональной волне испугаешься и отойдешь в сторону.

Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю. После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии.

Апостол Павел – человек ясного и трезвого ума и очень больших знаний. Фарисей, книжник, прошедший очень серьезную богословскую школу у известного книжника и фарисея Гамалиила – учителя с большой буквы.

Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан.

Савл родился в Малой Азии, в городе, жители которого — иудеи — имели права римских граждан, то есть не были рабами. Получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учебы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске.

Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.

Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами.

Вскоре после этого Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.

Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.

Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.

Но прежде чем это произошло, апостолы Петр и Павел больше других апостолов путешествовали с проповедью Христа по миру и основали множество христианских общин.

В раннехристианской общине проходила дискуссия о том, что должно входить в провозвестие веры Христовой, какие на человека в Церкви налагаются обязательства, что он должен делать, как жить, должен ли принимать на себя все бремена неудобоносимого ветхозаветного закона, иудейского обряда или от них надо отказаться.

Эта дискуссия особенно интересна, потому что Петр, который представлял народ, причем народ не самый богатый и, может, не так образованный, как апостол Павел, не спешил с тем, чтобы благовестие вышло за рамки Израиля. Он считал, что прежде всего надо идти к погибающим овцам Израиля – к иудеям, к тем, кто знает пророков, жаждал спасения, грезил о Мессии. И поэтому Петр как раз не спешил отказываться от ветхозаветных обрядовых установлений, боясь, что этот отказ может оттолкнуть кого-то из иудейской общины, из тех, кто мог бы прийти в Церковь, стать христианином.

Апостол Петр, Ван Дейк

Апостол Павел, у которого был колоссальный багаж ветхозаветного знания, знания об обрядах, дотошном следовании букве закона, оказывается гораздо более радикальным. Он отказывается от этого багажа, провозглашая свободу во Христе и обращая свое слово к язычникам – к людям иных культур, иных традиций. Ради того, чтобы они могли прийти в Церковь, ко Христу, он расчищает этот путь от всего вторичного и непринципиального.

Мы знаем, что апостол Петр прошел с Христом долгий путь, три года был рядом с Ним, восшел на гору Фавор, видел Преображение Господне.

Видел ли апостол Павел Христа в Его земной жизни, неизвестно – из Нового Завета это не следует, – но его Господь призывает за пределами Церкви, там, где действует призывающая благодать. И именно Павел, которому Господь открывает Себя уже Воскресшего, в славе, Павел, который ради своих иудейских представлений гнал Церковь Христову, искренне преследовал христиан, считая христианство ересью, считая, что насилием можно остановить это «нечестие», понудить людей отказаться от веры в воскресшего Галилеянина, который объявил себя Богом, вот этот Павел, увидев Христа в видении, придя в Церковь и получив там исцеление, войдя в число проповедников, оказался мостиком, переброшенным от Христа, апостолов, ранней Церкви к людям иным, внешним, очень далеким от Израиля и иудейских представлений.

Очень важно, что Лука, ученик и сподвижник апостола Павла, в своем Евангелии, а потом в Деяниях апостольских подчеркивает, что ко Христу приходили не только иудеи, что любовь Христа простиралась на всех, что Христос в каждом человеке, независимо от его веры или отсутствия веры, прозревал образ Божий и надеялся, что сердце человеческое откликнется, душа встрепенется и человек придет к Богу, станет сыном или дочерью – чадом Божьим.

При всей разнице путей Церковь празднует память этих апостолов в один день, памятуя не только о важности отеческих преданий, важности Ветхого Завета для всех христиан, но и о том, что многие наслоения – мелочи, обряды – могут стать для людей преградой, иногда непреодолимой, на пути к Богу.

Проповедь Апостола Павла

Здесь нужна ревность апостола Петра и открытость и мудрость апостола Павла. И самое главное – помнить, что Петр и Павел вместе жизни свои положили ради Того Слова, Которым мир был сотворен и в Котором стоит, непрестанно пребывали в общении с Богом, имели дар внутренней молитвы, передали свои дары и знания ученикам, и через Церковь – таинство богослужения, – через опыт святых это знание и ведение Бога приходит к нам.

Поэтому каждый может войти в радость апостола Павла и апостола Петра. Каждого Господь призывает приобщиться к нетварному Божественному свету, призывает разделить радость Пасхи Христовой, стать христианином не только по имени и внешней атрибутике, но и измениться, преобразиться внутренне и войти в Царство Божие и жизнь вечную.

Апостол Павел, Рембрандт

По материалам православных порталов Православие точка ру, Православие и мир, Азбука православия. 

 

(331)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели