Осведомитель «Христианин»: продолжение истории

Размещено Фев 24, 2017 в В библиотеке, Исторические публикации, Новости, Публикации и видео | Комментарии (1)

20 февраля в передаче «Из истории Церкви на Урале» православного телеканала «Союз» состоялось интервью с заведующей архивным отделом монастыря В.А. Чемезовой о священнике Константине Плясунове, служившем в Нижнем Тагиле  в 1927-1930 гг. 

Результатом стало знакомство с его судьбой после приговора по статье 58-12 (за недоносительство).

Об отце Константине Плясунове мы писали на нашем сайте //ntobitel.cerkov.ru/2017/02/24/osvedomitel-xristianin-prodolzhenie-istorii/.

В 1932 году он был осужден по статье 58-12 (за недоносительство), и хотя в приговоре значился срок ссылки 3 года, она длилась вплоть до 1945 г.

Матушка Мария Александровна добровольно последовала за мужем в ссылку в Томскую область, где они пробыли до 1939 г. Заключенных, а это было высшее духовенство Екатеринбургской епархии, гнали тысячи километров зимой пешком. 800 человек архиереев, священнослужителей, монахов и мирян завезли в глушь, непроходимые места. Сказали: «Ройте себе землянки и живите». Там не было ни дорог, ни жилья, лишь кедровый лес и безлюдная тайга. Рыли землянки, питались орехами. Отмечаться ходили каждый месяц в другое поселение за 60 км. Никто таких арестантов не проверял, не охранял; не было случая, чтобы сбегали, считали, что таково Божие послушание. Служили каждый день, молились непрестанно. По святым молитвам отца Константина Господь облегчал участь заключенных.

В землянке отца Константина совершали литургии, причащали известные архипастыри: владыка Свердловский Корнилий (Соболев), владыка Алексий (Палицын). Монах отец Гурий сложил печку и пек хлеб. Приходилось просить милостыню, чтобы как-то существовать.

В 1939 г. батюшка был переведен в г. Петропавловск Казахской АССР. Именно здесь отбывали ссылку многие репрессированные священнослужители и монашествующие Верхотурского уезда, осужденные в 1932 г. по уголовному делу «Историческая гниль».

После освобождения в 1945 г. вместе с женой отец Константин поехал в Самару по приглашению владыки Алексия (Палицына). Он встретил их тепло, но уполномоченный регистрацию отцу Константину не дал. Батюшка некоторое время работал в гражданских учреждениях. Перед большим православным праздником владыка Алексий попросил отца Константина выступить с проповедью о помощи инвалидам. Он произнес такую блестящую проповедь, что когда после этого пошли с подносами для сбора средств, деньги «валились через край». После этого ему дали регистрацию и место в Покровском соборе.

Позднее он нес служение в Никольской церкви г. Орска Оренбургской области, одновременно с этим исполнял обязанности благочинного четвертого округа Чкаловской епархии, вскоре был возведен в сан протоиерея, потом переехал в г. Бузулук Оренбургской области, где служил в Петропавловской церкви. Имеющий литературное дарование, отец Константин являлся постоянным корреспондентом редакции «Журнала Московской Патриархии» по Чкаловской (Оренбургской) области.

В 1949 г. батюшка стал настоятелем кафедрального собора г. Оренбурга. Он принял деятельное участие в восстановлении собора, его иконостаса и росписей.

Отец Константин заслужил любовь своих духовных чад интересными и трогательными проповедями, простотой, смирением и незлобием. Он умел поговорить с народом, утешал, духовно окормлял свою паству и был во всем примером христианской жизни. Однажды он поехал ночью в далекое село причастить больного умирающего старика, и в лесу на него хотел напасть разбойник, грозился убить. А отец Константин, помолясь Богу, ответил: «Что ж, на все Воля Божия, убивай!», но в сердце своем сокрушался: «Господи, хоть бы мне сподобиться причастить этого больного». И когда разбойник поднял камень, чтобы исполнить свое намерение, то упал и насмерть разбился.

Отец Константин долгие годы работал над книгой: он писал свое Толкование на Четвероевангелие, вложив в него все, что было в сердце и уме, но закончить книгу помешала внезапная болезнь и смерть.

В 1956 г. отец Константин попал в аварию в поездке на приход с владыкой Михаилом, ударился головой. Голова стала болеть, стал терять сознание. На Сретенье 1957 г. он отслужил последнюю литургию.

В мае 1957 г. его положили в институт им. Бурденко в Москве, где он умер после операции 11 февраля 1958 г. Тело его было перевезено на самолете в Оренбург. На похороны съехались священнослужители и миряне со всей епархии. Чин отпевания совершил епископ Михаил в сослужении 18 священников и 4 диаконов. Похоронить его в ограде собора власти не разрешили. Многотысячная толпа двинулась к городскому кладбищу. Всю длинную дорогу гроб несли на руках. На могиле отца Константина любящие чада его поставили часовню.

В 1954 г. художник Юрий Сыромятников  сделал портрет батюшки, познакомиться с которым можно на сайте: http://pravvest.ru/rubriki-zhurnala/orenburgskaya-golgofa/portret-protoiereya-konstantina-plyasunova.html.

Источники:

  1. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн.2. / Сост. прот. Н.Стремский. Саракташ, 1999. С.93–104.
  2. http://www.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/oem/ans.

(237)

Объявление

Комментарии (1)

  1. Здравствуйте! Отрадно еще раз убедиться, что к чистому грязное в духовном мире, в отличие от мира физического, не пристает, как бы ни старалась сила зла. Я долгие годы был лично знаком с матушкой Марией Александровной, посещал дом напротив Никольского кафедрального собора, где о. Константин прожил последние годы своей жизни. В нем все говорило о его незримом присутствии: и портрет батюшки, и замечательная картина «Добрый пастырь», и огромная Библия на тумбочке. Еще живы люди, которые лично знали о. Константина: протодьякон о. Владимир Мощенко и сын регента Садок Константинович Карасев, фельдшер и преподаватель пения, который оказывал о.Константину медпомощь вплоть до отправки о. Константина на операцию в клинику института имени Бурденко. История с крестом-мощевиком произошла уже после смерти о. Константина. В Оренбурге в конце 50-х появилась монахиня Серафима, которая молилась по-особому, как молились лишь в Марфо-Мариинской обители. Это отметила матушка Мария Александровна. Они познакомились в середине 60-х. Монахиня Серафима передала святыню матушке Марии Александровне. Несколько лет крест хранился в доме у Плясуновых, а затем матушка передала ее своему брату о. Григорию Пономареву. Эта история подробно описана в книге дочери о. Григория Ольги Пономаревой «Печаль ваша в радость будет»

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели