Православие на Урале: связь времен

Размещено Фев 4, 2016 в Исторические публикации, Новости | Комментарии (0)

23 января в духовно-просветительском центре «Царский» (г. Екатеринбург) состоялась V юбилейная межрегиональная научно-практическая конференция «Православие на Урале: связь времен».

Ее организаторы — Екатеринбургская митрополия, Уральское церковно-историческое общество, Екатеринбургская духовная семинария, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Уральский государственный педагогический университет.

В конференции принимали участие неравнодушные к церковной истории исследователи из Екатеринбурга, Челябинска, Кирова, Режа, Сухого Лога,  Кыштыма, Уфы, с. Шурала и др. мест. Это православные краеведы, преподаватели и студенты уральских вузов, члены Уральского церковно-исторического общества, священники, кандидаты богословских и исторических наук. В 30 докладах выступающие осветили широкий круг вопросов, связанных с историей православия на Урале. На конференции работали три секции: «Лики и лица», «История церковных институтов и христианское просвещение», «Церковь, государство и общество».

Как развивалось церковное искусство на Урале, в каких стилях построены главные храмы и монастыри региона, историко-культурное наследие в музейной и экскурсионной работе, жизнь известных священнослужителей и религиозных деятелей на Урале, история епархий и духовных школ – эти и другие вопросы ежегодно становятся основными на церковно-исторической конференции. Большое значение также уделяется теме церковно-государственных отношений в России. Многие участники научного форума посвятили свои доклады истории Церкви в СССР и в эмиграции, подвигу новомучеников и репрессированных священнослужителей.

Участники V церковно-исторической конференции

Участники V церковно-исторической конференции

KHWxyv3nv3g

TAVlrLnvIFU

Нижний Тагил представляла зав. архивным отделом нашего монастыря Вера Александровна Чемезова с докладом «Особенности антицерковной кампании в Нижнетагильском округе в 1929 — 1931 гг. (по материалам газеты «Рабочий»)». Тема вызвала живой интерес слушателей, поскольку основным источником для исследователей являются архивные документы, а публикации в советских газетах на антирелигиозные темы остаются пока вне поля внимания церковных историков.

Mm-IuDDdZW0

Является хрестоматийным диалог профессора Преображенского и доктора Борменталя из знаменитой повести М. Булгакова «Собачье сердце»:

Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.

– Гм… Да ведь других нет.

– Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», – теряли в весе… Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа.

Шутки шутками, но тема возникла совершенно неожиданно. Изучая судьбы игумении Марии (Крузе) и сестер Скорбященской женской обители Нижнетагильского завода в советское время, удалось определить, в каких храмах Нижнего Тагила и Нижнетагильского округа и в какой период окормлялись монахини до момента ареста в 1932 году. Эта информация подтолкнула изучение приходской жизни Сухоложской Иоанно-Предтеченской церкви, Выйско-Никольского собора, Введенской церкви г. Нижнего Тагила в 1920-е годы. В этом поиске  внимание привлекли подшивки ежедневной окружной газеты «Рабочий» за 1929 — 1931 гг., хранящиеся в краеведческой библиотеке, в 43 номерах которой были найдены 122 публикации антирелигиозного характера.

О чем только ни писала эта советская газета? Из нее можно узнать, что в конце 1928 года состоялся первый окружной съезд безбожников, а на 1 января 1929 г. в Уральской области насчитывалось 2726 разных религиозных общин, которые занимали 3243 молитвенных зданий; в Нижнетагильском округе «обновленцев 30% приходов, сергианцев – 65% и григорианцев 5%», в Верхотурском районе зарегистрировано 200 монахов и монахинь; отражены сектантские группы в Нижнем Тагиле: евангелисты, иеговисты и странники – лучинкинцы, количество членов союза безбожников (например, в Баранче 120 человек, в Верхотурском районе 6 ячеек безбожников, на 1 октября 1930 года в Нижнем Тагиле 3000 человек).

Газета рассказывала об искоренении церковных предрассудков в хозяйственной и бытовой жизни, дискредитировала священнослужителей, монашествующих и просто верующих, в том числе активных членов церковно-приходских советов, организовывала кампании по закрытию Спасо-Преображенского собора г. Надеждинска (Серова), Выйско-Николького собора, Введенского храма г. Нижнего Тагила.

Публикации в газете "Рабочий" на антирелигиозные темы

Публикации в газете «Рабочий» на антирелигиозные темы

В газете «Рабочий» представлены формы мероприятий союза воинствующих безбожников: самое популярное – антирелигиозные вечера (например, вечера чудес в целью «разоблачения поповско-сектантских чудес»), конференции, театральные остановки, оперетта, лекции, цеховые собрания в красном уголке, вечера науки и техники, вместо елок вечера красного костра (факельные шествия), спортивные мероприятия (например, катание на коньках 6 и 7 января, лыжные гонки, катание с гор), трехмесячник распространения антирелигиозной литературы, курсы для подготовки красных командиров, хоровые кружки, стенгазеты, выставки, конкурсы кощунственных карикатур и пародий, рейды по домам рабочих перед Пасхой, сбор средств на самолет «Безбожник».

Внимательно прочитав страницы газеты «Рабочий», можно сделать вывод, что антирелигиозная кампания в Нижнетагильском округе провалилась. В одном из номеров есть такая заметка:

«18 ноября школьные занятия в деревне Ясьва, Пригородного района, были сорваны, так как 29 школьников ушло в церковь. Очевидно, антирелигиозная работа в школе не ведется».

В качестве положительного приводится пример жизни 70-летнего старика Баранова из Баранчи: «Я 45 лет верил в бога, а теперь безбожник, 45 лет стукался у бога, просил ниспосланий – ничего не получил, искал 45 лет бога и не нашел. Убедился, что его нет, плюнул на всякое божество, отрекся, пошел в ряды безбожников, теперь учу молодых и сам учусь». О нем газета писала дважды, видимо, писать было больше не о ком.

Вам какой пример кажется более убедительным?

Можно перефразировать профессора Преображенского: «Читайте советские газеты». В них так много интересного для историка.

В кулуарах конференции завязываются полезные знакомства. Так, выяснилось, что еще в советское время в музей г. Артемовского Алексей Александрович Забелин передал фотографию одной из насельниц Скорбященского монастыря. Этот снимок, на котором инокиня Пелагея Дунаева, нам уже был известен, но подарен он был другой сестре.

Инокиня Пелагея Дунаева. 1906 г.      Пелагея 1906г. Н.Тагил оборот

Краевед из с. Шурала Татьяна Анатольевна Соболева поделилась сведениями о том, что по делу священника местной церкви проходили две монахини, возможно, из Нижнетагильской обители. Так что география поисков расширяется.

 

(560)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели