Интервью с игуменией Марией для panoramaurfo.ru

Размещено Сен 11, 2014 в Публикации и видео, Современные публикации | Комментарии (0)

8 июля – День любви, семьи и верности.

Игумения Мария Сташевская: «Вступая в брак, нужно понимать, что живешь набело, а не понарошку» (8 июля 2014 года).

45a86dd2ca5ecbda58df5767711f0283_w400_h266_cp_sc

8 июля в России празднуется День любви, семьи и верности, покровителями которого являются святые Петр и Феврония Муромские. Мощи этой четы, являющейся символом семейного благополучия и духовного единства, хранятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме. Но частица их есть и на Урале, в Нижнем Тагиле, куда была привезена 7 июля 2013 года. Там же находится и икона, написанная специально для тагильчан. О том, какое отношение имеют святые Петр и Феврония к Нижнему Тагилу, о разводах и о вреде гражданских браков корреспонденту «Панорамы УрФО» рассказала настоятельница Скорбященского женского монастыря игумения Мария Сташевская.

– В Нижнем Тагиле есть памятник Петру и Февронии. В Скорбященском монастыре находятся частицы их святых мощей и икона. Что связывает с муромских святых с этим городом, как их мощи попали на Урал?

– Памятник был возведен еще до моего прибытия в Нижний Тагил в 2011 году, но я слышала, что это была личная инициатива местного предпринимателя, почитающего святых Петра и Февронию. А вот мощи и икона попали в город по нашей просьбе и с личным участием главы Нижнетагильской и Серовской епархий владыки Иннокентия. Вместе с тремя сестрами мы приехали в Нижний Тагил из Владимирской области, где трудились в древнем монастыре, огороженном от общения с внешним миром. Здесь монастырь находится рядом с детским домом, ограды между ними нет, и для детей, конечно, было небезынтересно, кто же мы такие, их новые соседи.

Первое время они посещали нас почти каждый день не по одному разу. Мы восприняли такое соседство как промысел Божий и стали молиться за ребят, чтобы с Божией помощью они смогли обрести свои семьи. А преподобные Петр и Феврония – пример образцовой семьи, духовного единства и взаимопомощи. Поэтому через владыку мы просили, чтобы нам выделили частицы их мощей, а также во Владимире заказали их икону. На ней изображена дорога, которую проделала святыня из Свято-Троицкого собора в Муроме к Уральским горам, к Нижнему Тагилу и к нашему монастырю. Теперь и там Петр и Феврония, чьи лики обращены к Пресвятой Троице, молятся о всех воспитанниках детских домов и о всех обращающихся к ним с просьбой о помощи.

– День любви, семьи и верности – сравнительно новый праздник, отмечается в России с 2008 года. Несмотря на это, он хорошо «прижился» среди россиян. Как вы думаете, почему?

– Это очевидно: идея праздника – хранение традиционных семейных ценностей, душевной и телесной верности, любви, уважения, взаимопонимания – находит отклик в сердцах людей. Это близко их душам, они этого жаждут. Праздник противопоставляет модные нынче, якобы дарующие свободу, западные тенденции жизни, которые не созидают, а только разрушают семьи и души. Поэтому, кстати, и количество воспитанников детских домов пока не уменьшается.

– Если россияне так чтят семейные устои, им так близок этот праздник, почему тогда Россия занимает позорное первое место в мире по количеству разводов? (Справедливости ради стоит отметить, что и по числу зарегистрированных браков россияне первые). И как с этим бороться?

– В первую очередь необходимо обратить внимание на воспитание детей. Сейчас стало нормой, когда родители разводятся, а ведь для ребенка это очень большое потрясение, влияющее на всю его дальнейшую жизнь. И сам он впоследствии, начиная семейную жизнь, думает: «Если что, разведусь». Необходимо жить сразу набело, а не понарошку.

И вообще, сейчас со всех сторон слышны и стали популярными подобные девизы: «Бери от жизни все», «Живи для себя». Эти фразы противоречат принципам семьи. Семейный человек не имеет права жить для себя, он должен не брать, а отдавать, и получать взамен. Одна из главнейших задач семьи – в продолжении рода. Когда в семье появляются дети, родители обретают новый смысл жизни, и живут уже не только друг для друга, но и для них. Родные люди обогащаются любовью и заботой друг о друге. В этом и есть настоящее счастье.

– Как Вы относитесь к ранним бракам, ведь, согласно статистике, именно они чаще всего распадаются?

– Я знаю примеры удачных ранних браков, но, признаюсь, их мало. Большинство таких пар разводятся. Потому что для вступления в брак необходимо внутреннее созревание, взросление. А когда женятся  по сути ещё дети, то они просто не готовы работать над собой и строить семью. Один из священников однажды поделился со мной народной мудростью: «Собираешься в путешествие – молись. Идешь на войну – в два раза больше молись. Женишься – молись в три раза больше». Потому что с этим человеком тебе предстоит съесть не один пуд соли, ты не имеешь права на ошибку, потому что, повторюсь, страдать будут твои дети. Так что семейная жизнь — это одновременно и счастье, и большой труд.

– Многие семьи не решаются на развод только из-за детей. Стоит ли сохранять семью ради ребенка, если любви между супругами уже нет?

– А что такое любовь? Поначалу влюбленного поглощает это чувство, он думает, что рядом ангел, а не человек. Потом горение ослабевает, остается взаимоуважение, доверие, почтение, единство. Но это ведь тоже любовь, просто в другом качестве.  Если же невозможно сохранить культуру отношений и жить вместе уже невмоготу, то тогда и детям становится плохо от постоянных скандалов родителей.  В таком случае, наверное, стоит разойтись.

– Чтобы не совершить ошибку и избежать последующего развода, сколько перед вступлением в брак люди должны узнавать друг друга? Или, наоборот, лучше не затягивать этот период?

– Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Узнавайте друг друга в течение трех лет». Еще он советовал прислушиваться к мнению родителей и без их благословения не вступать в брак.  Возможно, это слишком долгий срок, а может быть именно столько нужно, чтобы по-настоящему понять, что рядом с тобой родная тебе душа.

–  Понятно, что такое общение по канонам церкви не предполагает совместного проживания и «гражданского» брака. А разве можно по-настоящему узнать друг друга, не увидев, какой человек в быту, не пожив с ним вместе?

– Ну, в течение трех лет, понятно, будут какие-то совместные поездки, походы, встречи, мероприятия. В них пары могут знакомиться ближе, конечно, не начиная интимную жизнь. Преждевременно вступая в близость, люди позволяют своим инстинктам брать верх над собой, некоторым образом уподобляясь животным. Но на первом месте важна совместимость душ.

В процессе общения человек узнает немощи, недостатки другого и решает, может ли он потерпеть их в близком человеке всю жизнь. При этом одновременно оценивая и достоинства. Например, мужчина думает: «Моя жена – хорошая хозяйка, заботливая мать. Но иногда она любит подольше поспать. Ну и пускай себе поспит, не буду ее укорять».

А что касается сожительства – это, конечно, грех. Но даже с точки зрения людей неверующих – происходит несоответствие интересов мужчины и женщины. Для него это ни к чему не обязывающие отношения, тогда как она чаще всего уже мечтает о замужестве и ждет предложения, которое не всегда поступает. Пара расстается даже после нескольких лет совместной жизни. Для женщин это надрыв и большое потрясение. Поэтому, дорогие женщины, если пока ещё не научились соблюдать заповеди Божии, то хотя бы уважайте себя. Одна из заповедей Божиих гласит: «Возлюби ближнего как самого себя», то есть себя тоже надо любить, но любить правильно.

– В прошлом году в России впервые за много лет количество рожденных превысило количество умерших. Как Вы считаете, имеет ли церковь отношение к этому событию?

– Конечно, непосредственное. Сказывается совместная деятельность президента Владимира Путина и Святейшего патриарха Кирилла в этом направлении.

– Немаловажным фактором в увеличении рождаемости считают выдачу материнских капиталов. Как Вы смотрите на то, что за рождение ребенка дают деньги, не противоречит ли это религиозным канонам?

– Только положительно. Государство обязано помогать ставить на ноги детей, это прекрасно. Пускай еще больше дают. Чтобы родители могли дать детям полноценное образование, воспитать настоящими благодарными гражданами своей страны. Не помню ничего такого из учения Церкви, что могло бы запретить государству заботиться о своих гражданах.

(380)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели