Публикация из журнала 1915 года об освящении одного из приделов Вознесенского собора

Размещено Сен 9, 2014 в Исторические публикации, Новости, Публикации и видео | Комментарии (0)

Предлагаем вниманию читателей нашего сайта публикацию из журнала «Екатеринбургские епархиальные ведомости» (1915 № 25 Неофициальный отдел с. 473-482), рассказывающую об архиерейском богослужении в Скорбященском женском монастыре 30 и 31 мая 1915 года.

Нижнетагильский священник М. Титов ведет репортаж об освящении правого придела Вознесенского храма в честь Святителя Николая Чудотворца и святого Праведного Симеона Верхотурского. Еще эта публикация интересна тем, что в ней отражена церковная жизнь Нижнего Тагила. Особенную ценность она представляет в связи со скорбной датой в истории России: 100-летием со дня начала Первой мировой войны.

Посещение Его Преосвященством Преосвященнейшим Серафимом Нижнетагильскаго завода

31 мая в Нижнем Тагиле совершилось большое духовное торжество: архиерейским служением освящен придельный алтарь во имя Святителя и Чудотворца Николая и святого Праведнаго Симеона Верхотурского Чудотворца в Вознесенском храме Скорбященского женского монастыря.

Выехав из Екатеринбурга в ночь на 30 мая, Его Преосвященство Епископ Серафим в сопровождении ключаря, протодиакона и иподиаконов, в 6 ½  часов утра прибыл на станцию Тагил, где был встречен отцами Благочинными: монастырского округа — архимандритом Ксенофонтом, Верхотурского округа — священником К. Архиповым и единоверческого округа — священником  В. Кониным; игумениею Скорбященского монастыря Мариею; собравшимся местным приходским духовенством, во главе с протоиереем С. Хлыновым; председателем попечительного комитета о лазаретах директором реального училища Д. М. Гавриловым и другими лицами. Приняв встречавших в вагоне и преподав им архипастырское благословение, Преосвященный Серафим отбыл с вокзала в Скорбященский монастырь. В тот же день Его Преосвященство посетил два местных лазарета для раненых Всероссийского земского союза.

Прибыв в 9 часов в центральный Авроринский лазарет, Владыка был встречен причтом Выйско-Николаевской церкви и администрацией лазарета. Приветствовав собравшихся раненых и больных героев теплым архипастырским словом, епископ Серафим преподал благословение каждому в отдельности воину, причем каждого трижды облобызал, расспрашивая о семье, о полученной ране, и каждому надел шейный крестик. Осмотрев помещение лазарета, Преосвященный благословил на продолжение святого дела помощи раненым администрацию и служебный персонал лазарета. При посещении лазарета архипастырем присутствовали попечитель Н. М. Колышкин, попечительница А. В. Пономарева и старший врач И. О. Пономарев. По дороге из Авроринского лазарета Его Преосвященство посетил квартиру отца уездного наблюдателя, священника А. Пономарева, а затем проследовал в Выйский лазарет, где был встречен священником А. Хохловым, врачом В. П. Вторых, помощницей попечительницы Пастуховой и другими лицами. Обратившись к раненым воинам со словом утешения, Владыка высказал уверенность, что православная Русь, подобно отроку Давиду, поразит пращою своего благочестия современного Голиафа, грозно вооруженного, но, как и филистимлянин, нечестивого и безбожного. После этого Преосвященный Серафим так же, как и в Авроринском лазарете, обласкал и утешил каждого раненого, раздав на память крестики. В тот же день Его Преосвященство совершил поездку на пароходе по пруду на монастырскую заимку, где изволил осматривать монастырский кирпичеделательный завод и вечером пред всенощною посетил господина Управляющего Нижнетагильского горного округа Н. А. Спижарного.

В 6 часов вечера начался благовест ко всенощной. Владыка со «славою» проследовал из занимаемых им покоев в храм и благословил начать бдение, которое совершали монастырский священник о. Леонид Черепанов. Во время литии совершен крестный ход вокруг храма. На литию и полиелей с Епископом выходили архимандрит Ксенофонт, соборный протоиерей О. Хлынов, епархиальный миссионер протоиерей А. Здравомыслов, отец ключарь и 8 священников из числа местного духовенства.

Всенощная окончилась в 11 часов вечера. Богомольцев было значительное число.

На другой день, в воскресенье , 31 мая, в 8 часов утра, начался  звон «на собор». По прибытии в храм и облачении Владыки начался торжественный «чин освящения храма, от архиерея творимого».

По освящении святой трапезы и жертвенника Преосвященный Серафим с сонмом сослужащего духовенства направился крестным ходом в стоящую рядом Скорбященскую церковь. Приняв там святые мощи, Владыка, имея их на главе, обнес вокруг освящаемого храма, после чего крестный ход остановился пред завышенными западными дверьми. По возгласе: «возьмите, врата, князи ваша, и внидет Царь славы» завеса разорвалась, и святые мощи были внесены в новый храм и положены в ковчежце под престолом. Как только кончился чин освящения храма, началось чтение часов, а затем последовало служение литургии.

За малым входом на настоятеля Никольской церкви Верхне-Туринского завода, священника Е. Кузнецова возложен наперсный крест, причем при возложении этой награды на отца Кузнецова, Его Преосвященство возгласил: «Награждается раб Божий, священноиерей Евграф златым наперсным крестом в воздаяние доброго делания его на ниве пастырского служения, да и впредь его образ будет пасомым словом и житием своим».

За причастным произнесено слово настоятелем монастырского храма отцом Леонидом Черепановым.

По отпусте литургии, выйдя на амвон в мантии, Его Преосвященство произнес следующего содержания слово:

«Совершилось святое великое дело: освящен храм во имя святителя и Чудотворца Николая и святого праведного Симеона, нашего Верхотурского Чудотворца. Приветствую и поздравляю вас, сестры обители сей, с этим великим и славным торжеством. Не напрасен был ваш труд и жертвы: прорублено новое окошечко к Небесам. Теперь только стоить отдернуть завесу, и польется свет веры; стоит распахнуть это окошечко, и польется фимиам благодати.

Вы сами своими руками трудились над сооружением этого дома БОЖИЯ, своими руками прорубали это окно. И вот теперь вы можете приходить сюда и черпать силы. Ваше холодное сердце здесь будет согреваться горячею струею благодати и милости Христовой. Вы соорудили это место молитвы не только для себя, но и для всех приходящих сюда людей. Ваши и их молитвы чрез это оконце будут подхватывать небожители: святитель Николай Мирликийский и сродник наш по плоти Симеон Праведный. Они соединят с вашими грешными молитвами свои святые моления и, вместе с Пречистою Владычицею, всех скорбящих Радостью, принесут  их к горнему престолу Вседержителя.

Здесь вы присутствовали сегодня при первом служении литургии. В ветхом завете была купель Силоамская, в которую однажды в  год сходил ангел с неба и возмущал воду, и кто первый после этого возмущения спускался в купель, исцелялся, каким бы недугом не был одержим. Здесь болеe этой Силоамской купели. Отныне здесь не однажды в год, а всегда будет получать просимое всякий, кто будет молиться от сердца с верою. Обратите же ваши сердца к Богу с мольбою о той «туге» душевной, которая тяготеет над нами уже более 10 месяцев! Идет страшная, ужасная война. Немцы терзают нашу родину с разных сторон, но твердой стеною стоят наши воины, отражая врага. Помолимся Господу Богу, да подаст Он победу и одоление нашим геройским войскам, а мы да тихое и безмолвное житие поживем во благочестии и чистоте. В тяжкую годину освящается этот храм. И в эту пору избрали мы надежного небесного покровителя Святителя Николая, который по любви к Руси святой в недавние дни подвигнул на выступление нового нашего союзника Итальянского короля. А святой праведный Симеон уже давно молится за Русь: недаром его почитает Государь Император и прибегает к его молитвенному заступничеству Верховный Главнокомандующий.

Воздохнем от чистого сердца в нашей душевной скорби и лютой беде, да дарует Господь победу и одоление.

Пусть чаще будут заглядывать в это Божье оконце сестры обители этой и все молящиеся здесь и разгонят тьму грехов нашей жизни. Да будет же благословение Божие, по молитвам Святителя Николая и Праведного Симеона, на  всех вас всегда, ныне и присно и во веки веков».

Богослужение окончилось в 1 час дня. Народу было так много, что весьма большой по размерам храм был полон, очень много было молящихся и вне храма. Такому значительному собранию богомольцев немало способствовала чудная погода: яркое солнце заливало все своими ласкающими лучами, природа ликовала вместе с людьми, и небеса — по слову Псалмопевца — воистину, поведали славу Божию.

Благословив предстоящих, Владыка прошел в покои настоятельницы монастыря, игумении Марии, где участникам торжества была предложена праздничная трапеза, на которой, кроме Преосвященного Серафима и духовенства, присутствовали господин уездный исправник Л. П. Гомолицкий, щедрые благотворители обители — Я. Е.Семенов и К. В. Рыбалко и многие др.

После краткого отдыха Его Преосвященство посетил квартиру монастырского священника Л. Черепанова и к 5 1/2 часам вечера прибыл во Введенскую церковь, где Владыкою, в сослужении целого сонма священнослужителей, в числе 12 иереев, совершено последование молебного пения, с чтением акафиста Иверской иконе Божией Матери, и с присоединением на ектениях прошений о даровании победы нашим войскам.

После чтения Евангелия Его Преосвященством сказано поучение, приблизительно в таких словах:

«Никогда еще не переживала Русь такой поры, как нынешняя. Не смотрите на то, что у нас, на Урале, жизнь идет на вид спокойно, как бы не происходит ничего особенного; не смотрите на этот кажущийся покой! Загляните в сердце свое, и оно скажет, заснул ли кто спокойно, вспомнив отца, мужа, сына или брата, подвергающихся опасности на полях сражений.

Никогда Русь не собирала столько войск, никогда не было такой губительной войны: может быть, тысячи, десятки тысяч наших доблестных воинов пали там — на полях смерти. Страшно подумать, что делает немец там, на нашей западной окраине: камня на камне не оставляет, угнетает мирное население, не щадит чести женщин, — ничего не остается, где прошла немецкая окаянная нога.

Удивительна эта страшная жестокость немцев, но она понятна, ибо немцы лютеране, «поддельные» христиане. Полвека они готовились к нынешнему грозному столкновению и теперь поражают своей подготовкой. У них все готовы к войне — и мужчины, и женщины; у них орудия страшные и средства, о коих мы и не думали. Они не останавливаются ни перед чем и даже выдумали какие-то убийственные газы.

Что было бы с нами, дорогие братья и сестры, если бы русский человек издревле не обладал драгоценною святынею Православия, если бы над нами не было дивного Покрова Царицы Небесной? Смотрите: немец всею силою своею озлобления обрушивается сейчас почти на нас одних, оставив других, ибо их силу считает он за ничто. Если бы Господь допустил, немец покорил бы нас, мы стали бы его рабами, и нас постигла бы та жепечальная участь, которую сейчас испытывают наши несчастные пленные.

Не смотрите, дорогие братья и сестры, на то, что мы сейчас переживаем военные неудачи, например, отступили от Перемышля: с нами Господь Бог и Царица Небесная! Может быть, положение будет еще хуже; но будьте уверены, что Господь и Царица Небесная не оставят святой Руси Своей милостью и помощью. Явившись на святом Афоне в обители Иверской, Пресвятая Владычица наша является Покровительницею и нашей матушки Руси. И нигде Она, Благая Матерь, не почитается так усердно, как у нас: сколько храмов Ее имени, чтимых икон Ее; нет города и селения, где бы не было бы их. С каким благоговением Русь чтит Богородицу, видно из того, что даже Покров  — событие, бывшее в Византии, — менее почитается в Греции, чем у нас.

Царица Небесная, встретившись с праведной Елизаветою, воскликнула из глубины души: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Cпасе Моем». Этою песнию Она высказала отличающие Ее качества—смирение и кротость. Православные русские люди тоже имеют эти качества, заповеданные Иисусом Христом, Который сказал: «Научитесь от Меня, что Я — кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Нигде в других странах Царица Небесная не проявила столько милости, сколько на святой Руси: так, в царственном граде Москве есть на всю святую Русь чтимая икона Иверской Божией Матери; перед этою святынею обнажают голову и преклоняют колена Царь-Батюшка и все православные люди; редко эта святая икона находится па месте, ее всюду по Москве носят в дома верующих. А как почитаются иконы Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской лавре, Петроградском Казанском соборе?Всякий город и селение почитают свою икону. Царица Небесная одна, но как искорки от одного пламени, сияют ее святые иконы.

Сколько раз прибегали и прибегаем мы к заступлению Царицы Небесной и никогда не отходили тощими. Как только на Руси появляется нечестие, Русь впадает в беды и несчастия, она взывает о помощи к Заступнице рода христианского. И Царица Небесная умоляет Сына Своего и Бога нашего за согрешившую Русь.

Все мы помним печальную русско-японскую войну, когда вся грязь и мерзость нашей русской жизни прорвалась наружу. Какие-то японцы побили известные своею храбростью русскиевойска. Какой срам был тогда! Не то теперь. Тогда: безбожие, нечестие, распутство; теперь: общее единение — все сословия слились, у всех одно делание, одна дума. Милостив к нам Господь; непрестанны молитвы за нас Царицы Небесной; не перевелись еще праведники на Руси святой. Самая несчастная война с Японией оказалась для нас благодетельною: она открыла нам глаза на наши язвы и недостатки. И мы постарались исправиться: взялись за ум и сделали многое, но не предполагали, что скоро опять нам нужно будет воевать, на этот раз с немцем.

Лютый враг не дремал и напал на нас врасплох. Когда в прошлом году в наш край, к раке святого Праведного Симеона, приехала великая княгиня Елизавета Феодоровна, вдовица покойного великого князя Сергия Александровича, она не докончила своего путешествия, не побывала в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге и должна была возвратиться в Москву, ибо был нарушен мир и загремели пушки. Так неожиданно началась нынешняя война.

Дорогие братья и сестры! Не опасайтесь ничего: только нужно молиться с усердием. Хорошо было бы, если бы все предстоящие здесь воскликнули единодушно: Царица Небесная, помози нам, не дай в обиду нашего, славянского племени и пособи нам всесильным заступлением Твоим разбить страшного врага. Так молясь, мы не останемся не услышанными Пресвятой Богородицею. Она направит наши молитвы к Сыну Своему и Богу нашему.

Почему, братие, мы, несмотря на переживаемые ужасы войны, можем быть относительно спокойны? Потому что чувствуем над собою крепкий и неодолимый Покров Царицы Небесной. Будем же прибегать к нему чаще,—  вставая от сна утром, ложась спать вечером и непрестанно взывать о помощи. И дарует Господь нам Свою милость и мир вместо брани. Большая разница в положении Руси святой ныне и в злосчастную русско-японскую войну: мы теперь не одни — с нами Англия, сильная флотом, Франция, богатая и войском и кораблями; по молитвамСвятителя Николая — верим — выступила на днях на помощь нам и нашим союзниками Италия. Немец — коварный, лютый, хитрый — напирает преимущественно на нас. Но настанет момент, скоро или не скоро, когда его сомнут, стиснут и свяжут, как коварного бесноватого, и пошлет Господь мир святой Руси. Думайте и знайте, что победа будет наша, что не одолеть безбожному немцу Православной Руси.

А теперь старайтесь облегчать страдания воинов и помогать в нуждах их семействам. Раздаются голоса, что солдаткам живется хорошо: лучше, чем при мужьях. Но интересно знать, что сказали бы те, кто так говорит, если бы поставили себя па место воинов, оставивших домы и семьи. Не осуждать, а помогать надо женам и детям героев-защитников Родины.

С любовию и сердечным участием нужно относиться и к раненым, и больным страдальцам-героям, которых много и в Нижнетагильских лазаретах и которые, таким образом, особенно близки местным жителям. Не оставляйте их своим вниманием.

В связи с войной Россия пережила великий беспримерный момент: по слову Царя, не стало вина, и исконное пьянство сменилось благочестивой трезвостью. Подобный перелом возможен только у нас, по воле Самодержавного Царя, и немыслим в государствах, управляемых так называемыми парламентами.

Матерь Божия, благая Вратарница, молится за нас и своими молитвами открывает нам врата Царства Небесного. Будем же молиться Ей и просить Ее заступления. И да будет на всех вас благословенье Господне, молитвами Его Пречистой Матери, ныне и присно и во веки веков».

После молебна возглашены обычные многолетия и вечная память павшим воинам. Несмотря на то, что о служении Епископом молебна не было известно заранее, послушать архиерейское служение и архипастырское назидание собралось довольно много молящихся. На молебне пел местный хор под управлением регента-псаломщика господина Акулова.

По окончании молебна Владыка посетил церковного старосту К. И. Коновалова и настоятеля храма, о. Всеволода Черепанова. Вечером Его Преосвященство отбыл на вокзал и ночь провел в вагоне, а в 7 часов утра 1 июня выехал из Нижнего Тагила в Верхотурье.

Священник  М. Титов

 

 

(99)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели