5 и 6 ноября состоялись торжества по случаю престольного праздника Скорбященского женского монастыря.
Торжества в престольный праздник монастыря начались 5 ноября Всенощным бдением.
Разделить радость праздника с матушкой Марией и сестрами Скорбященской обители прибыла настоятельница монастыря во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны из г. Алапаевска игумения Смарагда (Зыкова).
Всенародно пели акафист Пресвятой Богородице перед Ее образом «Всех скорбящих Радость». Впервые зажглись все свечи нового хороса, отныне украшающего Вознесенский храм.
6 ноября состоялась Божественная Литургия архиерейским чином. Собор был полон верующими. Матерь Божья собрала многочисленных прихожан, гостей обители и паломников.
Преосвященному Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили секретарь Управляющего Нижнетагильской епархией иерей Григорий Елохин, почетный настоятель храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, духовник епархии митрофорный протоиерей Георгий Потеев, настоятель храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского иерей Василий Рекун, настоятель Казанского монастыря иеромонах Зосима (Аленичев), скитоначальник Введенского Свято-Симеоновского мужского скита села Сербишино, благочинный монастырского округа иеромонах Евфимий (Репьев), клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, руководитель епархиального миссионерского отдела, духовник Православной гимназии иерей Алексий Бессонов, настоятель Архиерейского подворья во имя святого преподобного Амвросия Оптинского г. Кировграда протоиерей Александр Поспелов, священнослужители монастыря иерей Евгений Самойлов и иерей Алексий Исмагилов.
По запричастном стихе проповедь произнес иерей Алексий Бессонов (см. публикацию «Когда никто не может помочь» ).
По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг обители с аналойной иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», иконой святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских и ковчегом с их святыми мощами.
Во время крестного хода все участники богослужения остановились на монастырском кладбище и совершили литию в память приснопоминаемой игумении Кириллы (Суворовой), почившей в престольный праздник монастыря 8 лет назад.
Преосвященный Евгений обратился к собравшимся в Вознесенском храме с проповедью:
«Дорогие батюшки, матушки Мария и матушка паломница Смарагда, дорогие прихожане, гости и паломники сей святой обители. С праздником иконы Пресвятой Богородицы, которая является Покровительницей этого монастыря! Какое дивное наименование «Всех скорбящих Радость»! Смотрите, какие полюсы в нем. Есть скорбь, а есть радость. Матерь Божья Сама по жизни испытала и то, и другое. Она пережила самую большую радость, которая только может быть у человека на земле. Она Бога приняла, Она Бога носила, Она с Богом общалась, Она Его воспитывала. Большей радости не может иметь никакой царь, император, олигарх, артист или клоун. Никто на земле не может иметь такой радости. К этой радости отчасти приближается любая мать, которая рождает ребенка. Но она рождает только человека, а Дева Мария родила Бога. Не только величайшую радость пережила Пресвятая Богородица, но и величайшую скорбь. Какая самая большая скорбь? Когда мать теряет своего сына, когда мать хоронит свое чадо. Дева Мария не только хоронила, не только оплакивала своего Сына, но и присутствовала при смерти Самого Бога, и Она понимала, что происходит. Величайший свет радости, величайшая тьма скорби… Это была участь Пресвятой Богородицы. Господь Ей уже после Своего Воскресения даровал возможность, находясь в Его Свете, утешать, даровать эту радость тем, кто скорбит, т. е. нам с вами.
Если ребенок постоянно что-то у мамы просит, то просит хорошего: игрушек, конфет, ничего не делать и отдыхать. Какая мать будет его только игрушками утешать, конфетами кормить? Нет. И Матерь Церковь, и наш Бог Отец дают нам утешение, но не взирают на наши желания. Чего мы хотим в духовном смысле? Конфеток, подачек, утешения, расслабленности, ничегонеделания. Господь же нам посылает что-то более серьезное. Он посылает нам скорби, чтобы мы их понесли и, когда мы будем встречать радости, мы бы могли их оценить. Если человек получает все, что хочет, он перестает ценить вообще все. Недаром по статистике самоубийств счеты с жизнью сводят те люди, у которых все хорошо: они сыты, здоровы, у них все желания исполнились, у них никакой надежды на радость не осталось. Они, можно сказать, объелись этой «радостью», они жить не хотят. И сходят сразу в ад. Господь не желает нам такого и поэтому лишает нас каких-то благ: кого-то здоровья, кого-то родных, кого-то испытывает неисполнением желаний. Хотят люди ребенка – Господь не дает. Хочет человек найти свою половину на земле – Господь не дает. Хочет человек общаться с кем-то, дружить – Господь не попускает. Чтобы, испытавши скорбь, мы были готовы принять радости, но не суетные…
Представляете, какая радость была у людей на этом месте, когда они строили монастырь, этот храм. Люди переживали, радовались созиданию. Потом была скорбь: монастырь был закрыт, храм разрушен. Большей скорби для сестер, для прихожан невозможно представить. Потом скорбь запустения, безнадежности, потом мы стали свидетелями радости возрождения. Сколько трудов положено! Что здесь было? На крыше лес рос, а сегодня купола. Это невероятный труд, невероятные молитвы. То, что мы сегодня видим, это плоды трудов и молитв людей, которые здесь жили или приходили помолиться – и Господь услышал молитвы и сестер, и тех людей, которые помогали возрождать эту святую обитель. И это тоже радость после скорби. Если бы люди, жившие сто лет назад, увидели нынешнее состояние монастыря, они бы сказали: «Ой, что это такое! Бетонные полы, торчат рельсы из нерасписанных стен. Где великолепие?!» Но мы, зная ту скорбь, которая была на этом месте запустения, радуемся тому, что здесь тепло и светло. Радуемся этому замечательному хоросу, который по молитвам матушки с сестрами послал Господь. Благодарим Господа и Матерь Божью за то, что дают нам силы потерпеть, а потом дают велию радость.
Один наш современник, священник-монах, ныне живущий, сказал в стихотворении замечательные слова:
Радость обретенного спасения доступна лишь тому, кто погибал.
И вкус хлеба, и влага воды радуют только того, кто испытал голод и жажду.
Поэтому, если приходят к нам скорби, это не значит, что нас Бог забыл. Это означает, что Бог нас готовит к принятию радости. Кого-то к временной, преходящей радости, а кого-то – иначе. Человек скорбит, и, если надеется на Бога, Он дает ему такое утешение, о котором мы сегодня слышали за Божественной Литургией:
Радуйтесь и веселитесь ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12).
Созвучны сегодняшнему празднику события из жизни святителя ХХ века Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который пережил сначала радость духовного рождения в дореволюционной России (он имел возможность учиться у святых подвижников молитве, бдению, смирению и любви), а потом пережил колоссальную скорбь, когда рушилась его родная страна, когда люди, которых он знал, потоками уезжали из страны (он сам в это время был заграницей и принимал этих страждущих). Потом он оказался на другом континенте, в Америке, в Сан-Франциско, где служил в полуподвальном помещении. Усердием прихожан удалось выкупить католический костел и перестроить из него православный храм. Кому он его посвятил? Пресвятой Богородице. Какой иконе? «Всех скорбящих Радость». Люди, которые там жили, так нуждались в утешении от этого образа.
Дорогие скорбящие, давайте в этот день радоваться и иметь надежду, что Господь каждого из нас через скорби и лишения приведет не в вечную муку, и смерть, и безнадежность, а к вечной радости. Слава Богу нашему, слава Матери Его и благодарность тем, кто открыл нам сию Истину».
Потом владыка Евгений наградил памятной медалью «5-летие Нижнетагильской епархии» педагогов воскресной школы, много потрудившихся для духовного возрастания воспитанников детского дома и детей прихожан обители: Людмилу Петровну Караваеву, Марию Вячеславовну Шакирханову, Ирину Николаевну Осипову, Валентину Михайловну Никитину, Татьяну Евгеньевну Гирицких, Татьяну Геннадьевну Ткаченко, Наталью Петровну Бортнову.
Все присутствующие в Вознесенском храме женского монастыря получили на память икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость (Нижнетагильская)».
Многих не оставляло сегодня чувство причастности к большому событию и желание переименовать Скорбященский храм. Все знают прилагательное «радостный», но в нем нет полноты этого чувства. То ли «радоственный», то ли… Человеческий язык не в состоянии выразить его. У Бога и Его Пречистой Матери такое слово точно есть!
Фоторепортаж В. Чемезовой
(176)