Когда никто не может помочь

Размещено Ноя 7, 2019 в Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь в праздник прославления иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Обитель воздвигнута как некий островок Неба, потому что идеал монашества – создать на земле ту внутреннюю Церковь, то Царство Небесное, которое все мы ожидаем, создать братскую или сестринскую любовь, когда незнакомые друг другу люди становятся братьями или сестрами. Они объединяются вокруг Пречистой Богородицы, Креста Господня, Чаши Христовой. Это не вполне понятная и объяснимая вещь, когда люди с разным образованием, разными убеждениями объединяются вокруг Пресвятой Богородицы. Что же их объединяет? Вера, надежда, любовь, подвиг, милосердие, сострадание – все правильно, но их объединяет та радость, которую дает Матерь Божья и которую этот мир нам не может дать.

Мы сегодня вспоминаем явление этого образа в 1688 году. Евфимия, сестра патриарха Иоакима, страдала недугом: у нее была язва, от которой она не могла вылечиться. Она лечилась, молилась, обращалась к святыням, но все эти вещи оставались тщетными. Она не получала помощи ни от людей, ни от Бога. Эта скорбь о том, что Бог не слышит, что люди не могут утешить, мучила ее. И однажды молясь, она сказала: «Матерь Божья, разве Ты не видишь, как я страдаю. Почему Ты меня оставила?» Тогда она услышала: «Пойди в церковь Преображения Господня, и там слева ты увидишь икону Пречистой, Той, которая является единственным Утешением и Радостью для тебя». Она пришла в храм, помолилась и получила исцеление.

Чтобы общаться с Богом, чтобы стать Ему родным и дорогим, чтобы Его Кровь стала нашей кровью, мы должны воспринять для себя Его жизнь. Скорбь и страдания, оставленность всеми рождают настоящую веру и настоящую молитву. Только это дает настоящую радость.

Вспомните, когда вы обрели веру, когда вы узнали Господа, когда вы познали жизнь Церкви Христовой. Какая у вас была радость! И мы думали, что эту радость у нас никто не отнимет. Нам так хорошо с Богом, что мы не понимаем, чему радуется этот мир. Мы уже не можем жить по-иному. Нас не радуют песни, нас не радуют пляски, нас не радуют пересуды и осуждения. Все это давит на нас. И когда мы узнаем Господа, эта радость нас так задевает, что мы хотим жить здесь, в храме, постоянно. Мы читаем молитвы, слушаем проповеди, и в храме служба проходит как мгновение. Эта радость, которая действительно с Богом. Эта радость, как мы слышим в Священном Писании, когда «времени уже не будет». Длинные постовые службы мы выстаиваем и думаем: как же так, она уже закончилась. Поскорее бы вечерняя служба началась. Радость общения с Богом длится день, два, неделю, месяц, год, а потом она куда-то уходит. И мы пытаемся теми же усилиями, теми же действиями, которыми мы когда-то ее приобрели (например, три акафиста, четыре поклона), ее вернуть, но ничего не получается. Мы думаем: надо усилить подвиг. Мы кладем 20–30 поклонов, 50, еще больше акафистов читаем, а радость все равно не возвращается. Наступает момент, когда мы говорим: «Господи, где же Ты? И жить я по-иному не могу, как жил раньше, и все это пустое, и эта радость – настоящая. Я и сейчас хочу испытывать радость, а у меня только скорбь. Что бы я ни делал, служба стала для меня каторгой, раньше я летел в храм, как на крыльях, а теперь она тянется и тянется».

Отчего это, почему на нас это состояние накатывает? Оттого, что душа должна потрудиться. В раю нераспятых нет. Потому что именно скорбь очищает, она, как огонь, сносит с нас всю шелуху, и мы становимся настоящими христианами.

Любая вещь может осмысливаться по-разному. Старец Паисий часто приводил такой пример. Есть математика – обычная наука. Есть дьявольская, когда мы отбираем, делим неправедно. Есть человеческая, которая справедливая, которой жаждет весь мир, о которой мы постоянно говорим: почему этим больше, а этим меньше, а этим вообще все. Согласно этой математике мы взяли и поделили блага на всех ровно, красиво… Есть, говорит старец Паисий, Божественная математика: я отдаю свое другим, и у меня вроде ничего не остается, но, когда я отдаю, я испытываю радость. Об этой радости, которую никто не отнимет, говорит Господь: «Блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Об этих радостях постоянно говорит Священное Писание. Эти радости не сочетаются с законами мира сего. Эта математика ненормальная. «Блаженны слушающие Слово Божие» (Мф. 8, 21). «Радуйтесь и веселитесь, когда вас гонят». Казалось бы, это непостижимые вещи. Как так может быть?! Когда ты живешь с Богом и на Него уповаешь. Когда ты свою жизнь делаешь такой, о которой написано в Священном Писании. А она не получается. Но когда ты к этому стремишься, когда ты готов распять себя, пострадать, готов лишить себя ради другого человека, тогда Господь дает радость. Та радость, которую Евфимия испытала, она была на пределе, когда понятно, что НИКТО НЕ МОЖЕТ ТЕБЕ ПОМОЧЬ. ТОГДА ЯВЛЯЕТСЯ ОНА И ДАЕТ ВСЕ. Эту радость уже никто и никогда не отнимет.

Вы слышали в Священном Писании:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7).

Господь говорит: Я исполню ваши молитвы, вы просите, но помните:

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? (Лк. 11, 12–13).

Иногда мы просим и удивляемся, что Господь или Богородица не исполняют наши молитвы. Когда-то Матерь Божья Евфимию утешила. Она обращалась: «Исцели и помилуй, избавь от этой скорби, дай мне радость. Почему Ты не дала?» Потому что Она понимает: иногда то, что мы просим, это камень, это змея, это то, что уничтожит всю нашу жизнь. Получив это, мы погибнем. И Она дает большую радость.

На иконе Пречистой Девы «Всех скорбящих Радость» мы видим вокруг Нее больных, хромых, увечных, которым Она посылает Ангелов. На иконе этой обители (обратите на это внимание) вокруг Божьей Матери стоят святые и преподобные, те, кто узнал, что такое настоящая радость.

Исцели нас – а мы умрем все равно. Дай нам детей – и их смерть постигнет. Только Христа у нас нельзя отнять. И святые – это те, кто испытали, что Матерь Божья – такая Заступница, которая дает нам ту радость, которую у нас никто не отнимет. Если мы хотим ощутить настоящую, не временную, не суетную, а истинную радость, получить истинное сокровище, то обратимся к Ней, чтобы Она нас сделала святыми, потому что святость – это удел всех. Все мы должны ими стать. Может быть, наши звезды не будут так светить, как светили звезды Симеона Верхотурского, Серафима Саровского, Петра и Февронии, но они должны гореть, светить на церковном небосводе. По нашим улицам ходили святые и, значит, возможно ими стать. Изменим себя, и тогда Матерь Божия действительно станет для всех нас, скорбящих, настоящей Радостью. Помоги нам в этом Господь. Аминь.

Иерей Алексий Бессонов. 6.11.2019 г.

(88)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели