В Скорбященском женском монастыре состоялись 3 краеведческих урока для учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 138.
Продолжается краеведческий духовно-просветительский проект для младших школьников «Вглядываясь в историю». После урока «История одной старинной открытки» учащиеся третьего класса сделали своими руками открытки и написали поздравления своим потомкам, которые будут жить через сто лет. Так все присутствующие в классе воскресной школы обители обратились к будущему, но еще интереснее погрузиться в прошлое.
Материалом для разговора с детьми о духовных ценностях стали два музейных экспоната, попавшие в монастырь благодаря тагильчанке Н. С. Яновской. Так родилась тема очередного краеведческого урока «История одного старинного портрета».
Неля Семеновна поведала: «В Москве живет мой родственник Марк Федорович Калягин, в доме которого есть большой портрет его предка» – и назвала имя тагильского купца Якова Ефимовича Семенова. «Именно он, – продолжила свой рассказ тагильчанка, – строил дом у речки Малая Кушва. Он был благодетелем монастыря».
После экскурсии по монастырю ребята уже были знакомы со зданием, на фасаде которого в кирпичной кладке выбита дата «1911 г.», тем более что их путь из школы в обитель и обратно пролегает мимо этого дома. Они не раз у него останавливались. То, что здание это до революции относилось к монастырю, можно увидеть на единственной фотографии середины 1910-х годов.
На уроке ребята познакомились с портретами купцов кисти известных художников А. П. Рябушкина, В. Г. Перова, Б. М. Кустодиева и попытались определить отношение русского народа к купеческому сословию по словам, выражениям и пословицам. Чего стоят словечки «купчина», «дрянной купчишка», «миллионный купчища», «купец что стрелец: оплошного ждет»! Не очень-то на Руси жаловали купцов. Недолюбливали их за жадность и неправедный торг. А ведь могут купцы быть другими: честными, щедрыми, добрыми, милостивыми?! Согласно другой русской пословице, в монастырях думают так: «Бог поможет и купца пошлет».
Таким был Яков Ефимович и другие тагильские купцы, имевшие лавки на Базарной площади.
Ребятам, которые еще не изучают в школе историю, очень интересно знакомиться с историческими документами. На уроке они держали в руках завещание – документ, заверенный нотариусом Нижнетагильского завода Кларком. Его нужно было не только прочитать в соответствии с правилами дореволюционной орфографии, но и понять. Это оказалось не таким простым делом, зато очень увлекательным. Из завещания можно узнать, какую помощь оказал монастырю этот удивительный человек – Яков Ефимович. И ребята хорошо справились с этим вполне научным исследованием.
Рассматривая старинную семейную фотографию Я. Е. Семенова и то, что написано на обороте, мы узнали имя его супруги (звали ее Агнессой Павловной), но, к сожалению, осталось неизвестным имя его дочери. Зато из архивного документа известно, что Яков Ефимович сделал, когда его малышка умерла. В летописи Введенского храма за 1892 год есть такая запись:
«Усердием прихожанина ирбитского мещанина Якова Ефимовича Семенова, в память его покойной дочери, в церковь пожертвована траурная ризница из черного полубархата для Страстной седмицы Святого Великого поста. Ризница сия состоит из воздухов одежды на престол с пеленою, одежды на жертвенник с пеленою, одежды на аналой с пеленою, одежды на столик с пеленою, из трех комплектов полного священнического облачения и одного комплекта диаконского облачения, всего 35 вещей, на 394 рубля».
Это один из многих примеров жертвенности тагильского купца.
На уроке ребята пытались объяснить, почему Яков Ефимович вносил пожертвования на храм: «делал для Бога», «заботился о своей душе», «чтобы молились за его дочь и за него».
Еще старинный портрет, хранящийся в Москве, позволил нам узнать о наградах тагильского купца: Яков Ефимович Семенов был награжден орденом святого Станислава II степени и золотым знаком в честь 50-летия губернских и уездных земских учреждений (1914). Обе награды выдавались за благотворительность.
На уроке конкретным смыслом наполнились слова «благодетель», «благотворительность», «благотворитель», «странноприимный дом», «богадельня». Ребята сделали вывод о том, как человек должен относиться к богатству. Об этом немало русских пословиц:
«Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать»;
«Неправедно нажитое боком выйдет»;
«Торгуй правдою, больше барыша будет» и др.
Об этом прямо сказал Иисус Христос в Евангелии:
«…истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 23–24).
Есть в исторических документах удивительные и одновременно простые духовные загадки. Завещание Я. Е. Семенова, в котором он распределяет все свое имущество, начинается со слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Невозможно по-христиански распорядиться тем, что тебе дал Господь, без Его помощи и вразумления. Большие пожертвования на тагильские храмы: Входо-Иерусалимский, Введенский и Скорбященский женский монастырь – это лишь первый урок нам от тагильского купца, на что нужно тратить деньги. Второй урок, касаемый в первую очередь мужчин, – это забота о женщинах своего рода, которые могут остаться без всякого попечения и защиты, когда кормильца не станет. И третий – забота о нуждающихся «ближних». Так, Яков Ефимович позаботился о содержании богадельни и больницы, открытых им при обители. Если бы не революция 1917 года, ежегодно средства с государственных процентных бумаг, помещенные им в банк, тратились бы на содержание больных и немощных. Представьте себе: человека уже нет на земле, а помощь обители от него в размере 120 рублей в год (немалые деньги!) продолжает поступать. И длится она вечно. Чем не Царство Божие на земле…
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
(115)