Учиться покаянию

Размещено Фев 25, 2019 в Включить в слайдер, Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь в Неделю о блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В евангельских воскресных чтениях, которые приближают нас к Великому посту, есть поразительное свойство. Все они говорят нам парадоксальную вещь: последние станут первыми у Бога, а первые – последними.

Например, Закхей, о котором мы слышали в храме две недели назад, был самым дурным человеком Иерихона. Он являлся начальником мытарей (сборщиков налогов), богатым человеком, за что был презираем в еврейском народе, но удостоился особого внимания от Иисуса Христа.

В притче о мытаре и фарисее, читаемой за воскресным богослужением неделю назад, фарисей, будучи идеальным прихожанином (он постился два раза в неделю, отдавал десятину на храм), тем не менее не удостоился похвалы Господа. А «прохожанин» мытарь стоял в углу храма, и Господь принял его молитву.

В сегодняшней притче о блудном сыне мы узнаем о самом «слабом звене» семьи – младшем непутевом сыне. Здесь так же, как и в предыдущих историях, он удостаивается безмерной любви отца. Почему же так?

Все эти три евангельские чтения открывают нам смысл поста – он состоит в покаянии. Божьи дары получает только тот человек, который осознает свою греховность. Дьявол берет нас в плен именно потому, что в нас слаб этот покаянный дух.

Об этом есть история, относящаяся к советским временам. Жил в Троице-Сергиевой лавре один монах, обладавший прекрасным басом. Его песнопения украшали любое богослужение. Однажды в храм пришли специалисты из консерватории и, услышав его пение, стали уговаривать его выступать на сцене, петь в опере и в классических концертах. «Здесь тебя слушают одни бабули, – говорили они, – а в миру ты будешь известным человеком». После ухода из монастыря этот монах, приобретший тщетную славу, вел распутный образ жизни. Только страшная болезнь вернула его к стенам обители, где он смиренно просил подаяние. Но даже с обезображенным лицом его узнала братия. Раскаяние в грехе вернуло его к прежней духовной жизни.

Как и в сегодняшнем евангельском чтении блудный сын приходит в себя: «Я пойду к отцу своему, попрошу у него прощения и скажу ему:

«Отче, я согрешил перед Небом и перед тобою, и уже недостоин называться твоим сыном, но возьми меня в число наемников твоих»».

Мы, дорогие братья и сестры, должны обучаться у этого человека покаянию.

Однажды епископ Амвросий Медиоланский не пустил в храм императора, который много людей погубил во время сражения. Правитель сказал святителю: «Царь Давид тоже убил немало людей, почему же ты меня не пускаешь в храм?» На эти слова святой Амвросий ответил ему: «Если ты грешишь, как Давид, то и кайся, как Давид». Действительно, немалое число людей, являющихся сейчас для нас примером, когда-то, случалось, впадали в тяжкое искушение, нарушали законы жизни. Например, патриарх Ной как-то, напившись вина, лежал в шатре своем голым. Царь Давид смешал грех убийства с грехом блуда. Апостол Петр трижды отрекался от Христа. И мы подражаем им не в том, что Ной был пьяницей, Давид – убийцей и блудником, а апостол Петр – отступником, а в том, что они умели принести Богу искреннее покаяние в содеянном. Если мы научимся каяться, то Господь нас обязательно простит.

Об этом еще одна история из советских времен. В одной семье отец был большим начальником на заводе, а мать работала в одном из детских учреждений. Они воспитывали своих детей бескомпромиссно в коммунистическом духе. Однако Господь привел их к Себе, и родители стали православными людьми. Их младший сын Даниил был любимчиком у всех бабушек прихода, ходил с молитвословом, подпевал в храме, исповедовался и причащался. Однако в 15 лет он объявил родителям, что вступает в комсомол. В 18 лет он заявил, что уходит из Церкви и будет искать «своего» Бога. Это было смертельным ударом для родителей, однако они не упали духом и продолжали молиться Господу. Искание Бога привело Даниила в Америку, где он принял иудаизм. По молитвам родителей он, как блудный сын, вернулся к православной вере.

Сегодняшняя притча также и для тех родителей, которые, можно сказать, потеряли своих детей, ушедших на «чужую сторону». Надо верить в силу добра, сложенного в детей, и в любовь к ним Небесного Сына, Который всегда рядом с заблудшими, чтобы обратить их и спасти.

Иерей Евгений Самойлов. 24.02.2019 г.

(13)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели