23 и 24 августа в г. Екатеринбурге прошел Съезд законоучителей Екатеринбургской митрополии. От Скорбященского женского монастыря в нем приняла участие катехизатор Мария Михайловна Дружинина. Публикуем ее доклад на съезде.

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПОДВИГА СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО СТРАСТОТЕРПЦА ЕВГЕНИЯ БОТКИНА

                         «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя,

                     а в том, чтоб владеть собой»

                                             Ф.М. Достоевский

                     «Вера есть готовность умереть Христа ради

                         за заповеди Его в убеждении,

                         что такая смерть приносит жизнь»

                                     Прп. Симеон Богослов

Свобода – это состояние личности, в котором она переживает себя полноправным субъектом своей деятельности, то есть сама управляет ею и определяет ее. Проявление собственной свободы как спонтанности, непредсказуемости только тогда в полном понимании остается свободой, когда личность берет на себя ответственность не нарушать в этих проявлениях свободу другого. Свобода находится в хрупком балансе Я и МИР: мир, дающий мне пространство для жизни, и я, ответственно принимающий это пространство и не вторгающийся в пространство другой личности. Таким образом, свобода неотъемлемо связана с темой ответственности и распоряжения собственной жизнью, с умением быть предоставленным самому себе. Вот основные мысли о свободе и ответственности протоиерея Андрея Лоргуса, по профессии психолога.

Я полагаю, что воспитание свободы выбора, ответственности и др. положительных качеств не может быть более успешным, чем через личный пример родителей, и в этом смысле Евгению Сергеевичу Боткину крупно повезло. Господь дарует нам свободу выбора: быть с Ним или со льстивым дьяволом в угоду своим человеческим запросам. У Евгения Сергеевича Боткина мать и отец были глубоко верующими людьми. От отца – известного учёного с мировым именем – Евгений усвоил медицину не только как науку, но и как искусство. Как и отец, он считал служение медицине сродни священническому.

Друг семьи Белоголовый так охарактеризовал мать доктора: «удивительная тактичность…, бывшая следствием той солидной школы благовоспитанности, через который она прошла…», «тонко чувствующая музыку и произведения русской, немецкой и французской литературы», «владеющая в совершенстве этими языками», «умная, остроумная и чуткая ко всему доброму и хорошему…». Все эти качества она передала своим детям.

Не удивительно, что в Евгении с молоком матери воспитана ответственность за свои поступки и свободный выбор своего пути. И пусть отец освобождался от работы к 12 часам ночи, это давало Жене и его братьям и сестрам понимание того, как надо жить и работать для людей!

Весь Петербург любил знаменитые «Боткинские субботы», когда в доме собирались известные благодаря талантам писатели, поэты, художники, музыканты, композиторы, учёные. Друзьями семьи были А. Чехов, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев, Н. Чернышевский, Ц. Кюи, Р. Вагнер, А. Бородин, И. Крамской и др. известные лица. Евгений в детстве учился у самого М. Балакирева и проявлял способности к музыке.

Даже после такого краткого знакомства с родителями Евгения Сергеевича можно привлечь родителей к разговору о том, что хорошего они дают детям, как общаются с ними, какие гости и друзья бывают в доме, как они влияют на детей. Подросткам можно дать сочинение «Мой идеал». Самые интересные с позволения авторов зачитать на какой-то встрече или дать почитать в индивидуальном порядке, обсудить пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»; «Яблоко от яблони не далеко падает» и др. Не помешает и обсуждение некоторых притч.

После окончания с отличием Императорской Военно-Медицинской Академии Евгений выбирает Мариинскую больницу для бедных, хотя для него были открыты самые престижные вакансии с высоким жалованием. Знать больше – его свободный сознательный выбор, поэтому он изучает хирургию, педиатрию, нервные болезни, болезни гортани и носа, акушерство и др. дисциплины. От своих студентов он требует «высокой степени человеческого отношения к больным». «Если врач сделает ошибку на основании собственной самонадеянности и самоуверенности, то эта ошибка ляжет тяжёлым грузом на его душу, – внушал он студентам. – Сердечное отношение и любовь к пациентам – главное в работе врача». Можно предложить анонимные честные ответы на вопросы:

Что выбрал бы ты:

  1. а) больницу для бедных с низкой зарплатой? б) больницу для богатых с высокой зарплатой?
  2. а) ограничился бы изучением одного направления, сэкономив время на отдых? б) изучал бы всё по своей профессии, оставляя лишь немного времени на отдых?
  3. а) прислушивался бы к мнению других, если бы был уверен в своей правоте? б) не прислушивался бы к мнению других, если бы был уверен в своей правоте?

Отвечающим нужно только выбрать «а» или «б». Затем может завязаться интересный разговор о ценностях человеческой жизни.

Великая княжна Ольга говорила доктору: «Когда я вижу Вас, Евгений Сергеевич, мне кажется, что я вижу чистую воду на дне старого колодца». Невольно напрашивается аналогия с Евангельским колодцем. Доктор был действительно источником добра, оптимизма, надежды… Преподаватель может спросить: все ли знают и помнят главу из Евангелия о встрече Спасителя с самаритянкой у колодца; почему княжна сравнивает Евгения Сергеевича с чистой водой на дне старого колодца; знаете ли вы таких чистых душой людей?

1904 год. Ответственность за судьбу России заставляет доктора принять решение идти на Русско-японскую войну и спасать жизни раненых защитников Отечества. Прочитаем отрывок из книги Е.С. Боткина «Свет и тени Русско-Японской войны 1904–1905 гг.»

«Снаряды свистели уже надо мной и со злобой ударяли в близ лежащую гору, разрываясь совсем близко от всей удалявшейся по лощинке группы людей. Впоследствии я узнал, что тут моя лошадь получила удар над глазом камнем, отбитым шрапнелью.

Я собирался тоже спускаться, когда ко мне подошел солдатик и сказал, что он ранен. Я перевязал его и хотел приказать вести его на носилках (он был ранен в ногу шрапнельной пулей), но он решительно отказался, заявляя, что носилки могут понадобиться более тяжело раненым. Однако он смущался, как он оставит батарею: он – единственный фельдшер ее, и без него некому будет перевязывать раненых. Это был перст Божий, который и решил мой день. Иди спокойно, – сказал я ему, – я останусь за тебя. Я взял его санитарную сумку и пошел дальше на гору, где на склоне ее и сел около носилок.

Пули осыпали батарею с остервенением, и часто я с ужасом думал, что, когда дым рассеется, я увижу разбитые орудия и всех людей ее убитыми. И этот страх за других, ужас перед разрушительным действием этой подлой шрапнели составлял действительную тяжесть моего сиденья. За себя я не боялся: никогда еще я не ощущал в такой мере силу своей веры. Я был совершенно убежден, что как ни велик риск, которому я подвергался, я не буду убит, если Бог того не пожелает; а если пожелает, – на то Его святая воля…»

Не эти ли строки – проявление свободы выбора и ответственности! Преподаватель предлагает ответить на вопросы:

Какие качества доктора, раненого санитара, солдат вызывают у тебя восхищение?

Остался бы ты на поле боя под страхом быть убитым?

Почему Евгений Сергеевич не боялся? и т. д.

Идёт Первая мировая война. В доме Евгения Сергеевича гости. Почтальон приносит доктору Боткину телеграмму. Он читает её и складывает в карман. И только последнего гостя сенатора Лопухина он знакомит с содержанием страшной телеграммы о гибели на фронте его старшего сына Димитрия, объясняя, что не хотел нарушать покой гостей. Вот она – настоящая любовь к ближнему!

Ежедневно Евгений Сергеевич ходит на службу в Александровский Дворец, общается с царской семьей, открывает в своем доме лазарет для нижних чинов, в котором сестрой милосердия работает его 16-летняя дочь Татьяна (по примеру императрицы Александры, великих княжон Ольги и Татьяны).

В каждом деле Евгений Сергеевич заботился не только о жизненном, но и о Господнем. Поэтому он не колеблется принять решение покинуть своих горячо любимых детей, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не колебался по требованию Бога принести Ему в жертву своего единственного сына Исаака. «И я твёрдо верю, – писал Евгений Сергеевич своему брату Александру, – что так же, как Бог спас тогда Исаака, Он спасёт теперь моих деток, и Сам будет им Отцом», «Видимо, я всё смогу выдержать, что Господу Богу угодно будет мне ниспослать» (здесь уместно обсуждение главы о жертвоприношении сына Авраамом).

Доктор Е.С. Боткин с детьми

Он служил своему делу «Верою. Верностью. Трудом», – как начертано на гербе рода Боткиных. Пример жизни царского лейб-медика Е.С. Боткина подтверждает Евангельскую мысль о возможности для мирян апостольского служения. Не раз эту мысль подчеркивал митрополит Антоний Сурожский в своих проповедях. Апостольское служение в миру – в выполнении своего гражданского долга. Правило такого служения звучит в письме Боткина брату Петру: главное – «ответственность перед страной и историей». О таком служении отца день за днем и рассказывает дочь Татьяна в своей книге «Слово о Боткине. Царский лейб-медик». А как вы понимаете свою ответственность перед страной? – может спросить преподаватель.

В воспоминаниях австрийского пленного Мейера есть, на мой взгляд, важная подробность. В революционный штаб по предложению Мебиуса еще раз вызывают Боткина (из воспоминаний ясно, что до этого случая Боткина уже вызывали). Мейер пишет о Евгении Сергеевиче: «…он был в военной форме, не снял погон (как требовали охранники), со стражей в доме Ипатьева держал себя грубо, как будто она была ему подчинена». В ответ на предложение комиссаров о свободе: «Мы только считаем своим долгом вас предупредить о вашей личной гибели…» – Боткин ответил: «Я вас благодарю, что вы идете мне навстречу… Но помогите этой несчастной семье. Вы сделаете хорошее дело. Там, в этом доме, цветут великие души России, которые облиты грязью политиков. Я благодарю вас, господа, но я остаюсь с Царем». Последние его слова, которые слышал кто-то из охранников, были: «Ваше Величество, – обратился он к Императору, – давайте я помогу Вам нести Алексея Николаевича, я вижу, как Вы устали». Это обращение не только естественное для лейб-медика соблюдение этикета, вошедшего в плоть и кровь придворного. Это последнее обращение последнего верного Государю генерала, который против всех грязных политиков стоял с ним рядом, зная тайну молчания Императора». Вот он – свободный выбор верного до конца своим убеждениям Человека! Этот эпизод из земной жизни святого Евгения не может не поразить каждого, кто услышит или прочтет его.

Из последнего, недописанного письма брату Александру доктора Боткина от 26 июня 1918 г.: «Дорогой мой, добрый друг Саша, делаю последнюю попытку писания настоящего письма – по крайней мере отсюда, – хотя это оговорка, по-моему, совершенно излишняя: не думаю, чтобы мне суждено было когда-нибудь, откуда-нибудь еще писать, мое добровольное заключение здесь настолько же временем не ограничено, насколько ограничено мое земное существование. В сущности, я умер – умер для своих детей, для друзей, для дела… Я умер, но еще не похоронен, или заживо погребен, – как хочешь: последствия почти тождественны, т. к. и то, и другое положения имеет свои отрицательные и положительные стороны. Меня поддерживает убеждение, что претерпевший до конца, тот и спасется». Это убеждение истинно верующего человека!

Последнее письмо Е.С. Боткина оборвано на полуслове. Оно не было отправлено. Спустя несколько десятилетий после развала коммунизма и падения «железного занавеса» письмо прочел прямой потомок Евгения Сергеевича, его внук Константин Константинович Мельник-Боткин. После этого в России в 2008 году в издательстве «Русский хронограф» вышла в свет книга «С Царем и за Царя» под его редакцией. Позднее при участии его дочерей и его самого вышла книга Татьяны Боткиной об отце, лейб-медике последнего Русского Царя. Всю жизнь Евгений Сергеевич был искренне верующим человеком, на деле реализовавшим идеалы христианства, о чем свидетельствуют отзывы современников, архивные документы и его письма. Лейб-медик добровольно последовал за Императором в ссылку, разделяя все тяготы и скорби, и в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. был расстрелян с членами Императорской семьи в подвале дома купца Ипатьева в Екатеринбурге.

Память о Евгении Сергеевиче Боткине сохранялась все эти годы, его почитали православные в России и за рубежом. Русской православной церковью за границей в 1981 г. он был канонизирован вместе с другими расстрелянными в доме Ипатьева. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 г. принял решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача.

Искренне верующий человек, замечательный врач-терапевт, доктор медицинских наук, святой праведный страстотерпец Евгений Боткин по праву может называться семейным святым врачом, целителем душевных и телесных болезней.

Святой страстотерпец праведный врач Евгений Боткин, моли Бога о нас!

Знакомя детей с этим удивительным человеком, можно давать им различные задания:

1) Подберите тексты к каждой фотографии (тексты на карточках)

2) Закончите предложения ответами на вопросы в скобках:

Евгений Сергеевич открыл лазарет для нижних чинов (где это было и когда?).

Медсестрой в лазарете была (кто?). Ей было (сколько?) лет…

3) Узнайте о его наградах. За что он их получил? (по желанию)

4) С какими страницами Евангелия можно сравнить некоторые эпизоды его жизни?

Княжна Татьяна называла доктора «старым колодцем.

Ради царской семьи Евгений Сергеевич покидает своих детей.

Добровольно доктор идёт на смерть и т. д.

Найдите их в Евангелии.

5) Выбор места работы: больница для бедных или престижные клиники с высокой заработной платой. Как бы вы поступили на его месте? Приветствуется честность!

6) Заповеди Божии. Соблюдал ли он их? Докажите.

7) Конкурс сочинений, стихов, рисунков, ребусов о святом Евгении (по желанию).

8) Каких других святых целителей, врачей вы знаете? Формы: презентация, рассказ, стихотворение, рисунок, устный журнал, радиопередача, сценка, чтение по ролям, чтение святоотеческих наставлений, выразительное чтение отрывков произведений и писем святого Евгения (по желанию)

9) Ролевая игра: пресс-конференция с «дочерью» святого (в роли дочери – преподаватель или изъявивший желание ученик воскресной школы, прочитавший о ней). Остальные выступают в роли журналистов.

10) Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» (по биографии святого).

11) Игра «Большой приз», где закрытые до поры вопросы по трем степеням сложности для 2-х или 3-х команд по теме «Жизнь и подвиг святого Евгения врача».

12) Создайте круг. Участникам раздаются карточки с вопросами на одной стороне и с ответами на другой, правильный ответ участники должны искать на своих карточках, нашедший этот ответ встаёт в начерченный на полу круг и задаёт свой вопрос, написанный на обратной стороне, и так до образования круга. При этом внимание всех сконцентрировано на вопросах и ответах. Сначала могут быть ошибки, преподаватель тактично просит подумать над ответом, пока не прозвучит правильный ответ одного из участников. Хорошо, если большинство вопросов составлены по эпизодам, говорящим о свободном выборе единственно правильного решения, а таких эпизодов предостаточно.

13) Создание жизненных ситуаций и их оценка. Пример: в вашем доме гости. Почтальон приносит телеграмму с известием о гибели ваших родных. Вы читаете её и прячете в карман. О её содержании вы сообщаете только последнему гостю.

Прочтите эти изречения и встаньте к тому, с которым вы согласны. На отдельных листах написано:

Я ПОСТУПИЛ БЫ ТАК ЖЕ.

Я СОГЛАСЕН, НО НЕ СО ВСЕМ.

Я СОВСЕМ НЕ СОГЛАСЕН.

Я НЕ МОГУ ЭТОГО ПОНЯТЬ.

Затем каждый объясняет свой выбор, а в споре рождается истина!

14) Копилка добрых дел в честь святого Евгения врача (по желанию)

15) Творческий проект: какой памятник ты бы воздвиг святому Евгению? Нарисуй или опиши (по желанию).

16) Выбор правильного ответа из 3-х или 4-х данных.

17) Игра «Трамвай». Участники садятся друг перед другом и рассказывают всё сидящему напротив, что успели узнать за 5 минут из розданных им открыток с эпизодами из жизни святого, на что им отводится 3–4 минуты, по окончании этого времени ведущий или преподаватель подаёт сигнал, и каждый пересаживается на одно место справа, и каждый получает новую информацию, делясь своей.

18) Честное мнение. Разговор по душам. Как ты понимаешь свободу и ответственность?

19) Анонимный опросник (см. выше).

20) Создание экспозиций о святых врачах и целителях, о святых новомучениках. Презентация экспонатов и экспозиций.

21) Экскурсии: по созданным экспозициям, на Ганину Яму, в Храм-на-Крови, в библиотеку Скорбященского женского монастыря, в Православную гимназию при храме святого Александра Невского в Нижнем Тагиле.

22) Подготовка лекторов и экскурсоводов.

23) Создание фильмов о новомучениках.

24) Просмотр и обсуждение м/ф о святом враче Евгении (Боткине).

25) Инсценировка стихотворения «И это все о нем» с последующим обсуждением:

— В погонах царских генерал,

Вчера такого ж расстрелял:

Служил во флоте Колчака,

Пока к нам не попал в ЧК.

— Ну, значит, выберет он жизнь

— Увидит наш социализм!

Не бросит он своих детей,

Работу, дом, коллег, друзей…

— А что за привилегия ему?

Никак я что-то не пойму!

— В войну открыл он лазарет

В своём дому; весь «свет»

Поступок долго обсуждал:

«Чинам он нижним дом отдал»,

Хотя сам доктор – генерал

А царь в семью на службу взял.

— Давай послушаем ответ,

Да вряд ли он ответит «нет»!

Дни царской семьи сочтены,

Вы здесь нам, генерал, нужны!

— Благодарю вас, господа,

Напрасно ждете слово «да»:

Там души лучшие страны —

Нуждаются во мне они!

Ответа «нет» никто не ждал.

— Ведь смерть себе сам подписал!

Достоинство, отвага, честь

Не в каждом офицере есть!

С царем в последний жизни час!

С Небес он молится за нас!!!

Библиография:

  1. Боткин Е.С. Свет и тени Русско-Японской войны 1904–1905 гг. М: Вагриус, 2008. 560 с.
  2. Боткина Т. Воспоминания о царской семье. Издательство Захарова, 2009 .
  3. Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина (под редакцией К.К. Мельник-Боткина и Е.К. Мельник). СПб.: Царское дело, 2017.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Письма новомученика лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина.

О.Т. Ковалевская «Любовь отца была нам защитой».

Письма детям.

Письмо Председателю Екатеринбургского областного исполнительного комитета.

Письмо брату А.С. Боткину.

  1. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена: Русь, 1921. 288 с.
  2. Как погибла Царская Семья. Свидетельство очевидца И. Мейера. Перевод с немецкого. М.: Товарищество «Возрождение», 1990. 34 с.
  3. Клиническая медицина. 1957. № 8.
  4. Tatjana Botkin. Meine Erinnerungen an die Larenfamilie. Muenchen-Wien: Albert Langen, Georg Mueller, 1983 (нем. изд.).
  5. Последнее, недописанное письмо доктора Боткина, его «лебединая песня» Екатеринбург. 26 июня 1918 г. URL: http://terletsky.ru/sv_strastoterpets_vrach_evgeniy_botkin.html.

М.М. Дружинина

(166)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели