28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, православный народ отмечает 1030-летие Крещения Руси.

«Всеблагим действием Духа Святого

князь обратился от языческих заблуждений,

уверовал в Единородного Сына Божия Иисуса Христа…»

(Послание Святейшего Патриарха Кирилла

и Священного Синода Русской Православной Церкви

от 14 июля 2018 г.)

Недавно средства массовой информации объявили, что одним из результатов чемпионата мира по футболу в России стала популярность имен Игорь, Денис и Артем. За последний месяц многие родители назвали своих новорожденных сыновей в честь наших футболистов Игоря Акинфеева, Дениса Черышева и Артема Дзюбы.

Сомнительно, чтобы в следующий за мундиалем месяц возник такой же ажиотаж в отношении имени киевского князя Владимира Святославича (958–†1015), воспетого в русских былинах как Владимир Красное Солнышко, хотя для этого есть замечательный повод. 28 июля 2018 г. исполняется 1030 лет крещения Руси, а сам равноапостольный князь Владимир оставил глубокий в ее истории. Мы связываем с его именем не только объединение восточнославянских племен в единое государство, его возвышение и расцвет, укрепление его международного авторитета, но и просвещение Киевской Руси Светом Евангелия.

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» – читаем мы в «Слове о погибели русской земли…», написанном в XIII в.

Но так было не всегда. На такой дивной, красивой земле, на которой еще не было ни одного христианского храма, в Х веке правили русские князья. Поклонялись они и весь их народ языческим богам Хорсу, Перуну, Велесу, Даждьбогу, Сварогу, Семарглу, Мокоши и др. Им приносились человеческие жертвы, в том числе и новорожденные младенцы.

Мир князей не брал: жили они во вражде друг с другом, даже братья ненавидели один другого, воевали друг против друга и поэтому особенно чтили бога Перуна – бога войны, считая его своим покровителем. Святилища ему устанавливались в дубовых рощах. Жрецы мололи муку из желудей и пекли из нее священный хлеб Перуна. Тот, кто ел этот хлеб, становился непобедимым богатырем. Ходил к жрецам и князь Владимир.

У князя Владимира Святославича были два брата: Ярополк и Олег. Их матерью была великая княгиня. Владимир же был рожден от ключницы-рабыни Малуши, сестры Добрыни Никитича. Несмотря на то, что князь Святослав признал его сыном и отдал на воспитание своей матери княгине Ольге, а когда он вырос, то дал ему во владение Новгородские земли, Владимир затаил зло на своего старшего брата Ярополка, владевшего Киевом, и хотел захватить город, чтобы самому править. Грех властолюбия привел его к страшному преступлению – Каинову греху.

Пройдут годы… Князю Владимиру милостью Божией открылось новозаветное: «…тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 8–11).

Когда он стал христианином, то горько сожалел о смерти своих братьев: Ярополка и Олега – и всю свою оставшуюся жизнь оплакивал их кончину.

Еще до принятия христианства Владимир был ненасытен в блуде: имел многочисленных наложниц, растлевал девиц и брал себе в жены красивых замужних женщин. У него было 12 сыновей от разных жен.

И вот происходит в его жизни подлинное чудо.

Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» (между 1037–1050 гг.) спрашивал:

«Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему?.. Как ты уверовал? Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Не видел ты апостола, который, придя в землю твою, преклонил сердце твое к смирению?»

Нестор Летописец как будто отвечал на этот вопрос: «Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь и сделал его христианином».

Т. е. за милосердие его Господь открыл ему Себя.

Князю Владимиру было явление Божие. Однажды на охоте он погнался за оленем. Он взбежало на скалу и остановился. Владимир увидел между рогами оленя распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа и услышал слова, когда-то обращенные к будущему апостолу Павлу: «Зачем ты гонишь меня, Владимир?» Князь от страха упал на землю и спросил: «Кто Ты, Господи, говорящий со мной?» Господь ответил ему: «Я – Иисус Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и милостыни дошли до Меня, и я восхотел спасти тебя».

Так Господь постучался в сердце язычника. Но не вдруг произошла перемена в князе.

Решил он жениться на греческой царевне Анне. Но Анна была христианка, и ее братья императоры Константин и Василий согласились отдать ее в жены Владимиру при условии, если он примет христианство.

Думаете, Владимир сразу согласился? Нет. Он стал выбирать веру для себя и своего народа. Этот фрагмент из его жития известен каждому христианину.

Молитва, которую, по преданию, услышал князь Владимир перед крещением в Херсонесе – в Крыму, преобразила его внутреннего человека.

Перед крещением он ослеп в знак его прежней духовной слепоты, и к нему вернулось зрение, когда он вышел из крещенской купели.

По возвращении из Херсона Владимир привез с собой законную супругу Анну, сестру греческих царей, первого митрополита Михаила, священников, монахов, мощи священномученика Климента, папы Римского, святые иконы, книги и всю церковную утварь. Так измененная жизнь одного человека повлияла на ход истории, поэтому не верьте, когда кто-то говорит, что от тебя одного ничего не зависит. Еще как зависит!

Бог есть Любовь, и Истина, и Жизнь – уверовал князь Владимир. И стал служить своей земле с новой силой.

Первый храм, построенный на русской земле, был во имя Пресвятой Богородицы, молитва к Которой так поразила его перед крещением. После освящения князь вошел в храм и стал молиться, как когда-то давно мудрейший царь Соломон, вошедший в свой Иерусалимский храм, обращался к Творцу Вселенной: «Господи, Боже! Призри с небеси и виждь и посети виноград сей, и соверши, его же насади десница Твоя. Призри на новые сия люди Твоя, их же обратил сердца в разум истинный познати Тебе истинного Бога!» – и, как христианин, добавил:

«Призри и на церковь сию, юже созда недостойный раб Твой во имя родшия Тя Пренепорочныя Матери Приснодевы Богородицы, и аще кто с верою помолится в сем храме: услыши молитву его и отпусти всяк грех и просимое полезное даждь ему, молитвами Пречистыя Богоматери».

Второе название этого храма – дара князя Владимира и его матери, княгини Малуши, русской земле – Десятинный. «От всего моего имения и городов в сию церковь даю десятую часть», – слова эти князь Владимир утвердил грамотой и клятвой от всего своего народа, чтобы никто не нарушал его завещание. Исполняем ли завещанное нашим князем?

Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция

В этом храме, разрушенном при взятии Киева войсками Батыя в 1240 г., князя Владимира и похоронили. Почил о Господе великий князь 28 июля 1015 г. Все плакали по его кончине. Теперь мы молимся ему, чтобы он просветил светом Божественной веры и благочестия всю страну Русскую. И называем в его честь сыновей…

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(133)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели