Проповедь в день памяти святых Петра и Февронии Муромских Чудотворцев
Сегодня мы молимся в храме, который восстанавливается. И мы радуемся этому событию. Этот храм построен людьми. А что же говорить о храме нерукотворенном – о человеке. Сегодня в святом Евангелии мы читали, как Господь восстановил такой храм – внутренний храм души человеческой. К Христу принесли человека, который не мог ходить. Но Господь проникает в основание его недуга, доходит до самого главного – до греха и прощает прегрешения этого человека. А затем в подтверждение того, что Он способен сделать большее ради человека, Он восстанавливает и его физическую немощь. В Святом Евангелии сказано: народ радуется, ликует, видя такое чудо Божие. Но, как замечает преподобный Феофан Затворник, радуется только народ, но люди книжные, ученые вовсе не испытывают этого чувства. В момент радости всего народа они внутри себя возмущались, роптали от такого действия Божьего. Так часто бывает, что менее книжные, менее ученые быстрее и вернее откликаются на призыв Божий, на действие Божие в своей жизни. Однако мы знаем множество прекрасных случаев, когда такие ученые люди не просто приходили ко Господу, но становились его ревностными учениками, проповедниками и служителями. Конечно, путь к Богу у каждого свой. Но мы знаем одно: мы призваны служить друг другу своими талантами и возможностями, идя к спасению. Именно поэтому Господь соединяет часто то, что, казалось бы, противоположно одно другому, что по-человечески соединить в одно целое невозможно.
Невольно вспоминается сегодня встреча двух святых людей – благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Это очень разные люди, но они встретились и составили семейную общность, которая пришла ко Христу. Простая неученая крестьянка и образованный, начитанный князь – их союз в то время был практически невозможен. Но они уничтожили свое похотение и возжелали жить только по воле Божией. Поэтому Феврония не отпускала князя по требованию бояр, а князь, несмотря на всеобщее желание подданных, не отказался от Февронии. И вот они вместе. Каждый из них чем-то жертвует ради другого: он – своим положением, она – простой жизнью. Для Бога важно намерение человека. Намерение князя Петра было искренним. И он был восстановлен в своем княжеском положении в том числе и ради того, чтобы и другие семьи пришли к Богу. Их пример в назидание всем нам. Потому что самое главное в семье – это то, что двое соединяются, чтобы вместе идти к спасению. Это закон семейной жизни. Не только семейная общность, такова любая общность, которая ради Христа и во Христе. Это может быть и монашеская общность. И здесь важно, чтобы наше стремление ко Христу было полным, глубоким. Внутри такой общности вырастут величайшие добродетели – вера и любовь. Верить без любви невозможно. Любить без веры тоже невозможно. Это должно быть в любой общности – семейной, монашеской. Для этого нужно трудиться. Когда молодые люди приходят с желанием венчаться и говорят о причине такого желания, утверждают: чтобы семья была крепкой. Но крепость не даруется, она достигается большим трудом ради веры и любви. Важно, чтобы глядя на нас, многие так же соединились со Христом. Чтобы мы все стали церковной общностью – это и есть замысел Божий о нас. Вспоминая сегодня благоверных князя Петра и княгиню Февронию, будем помнить о том, что в нашей жизни это должно быть самым главным – вера и любовь, и тогда никакие трудности и скорби не отвлекут нас от любви Божией. Аминь.
Протоиерей Олег Шабалин, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского
(48)