Трансгуманизм — спасение человечества?

Размещено Июн 12, 2018 в Включить в слайдер, Черное и белое | Комментарии (0)

5 июня на социально-гуманитарном факультете НТСПИ состоялось последнее в этом учебном году заседание молодежного дискуссионного клуба «Черное и белое».

Оно было посвящено теме «Сущность человека и трансгуманизм», которую предложили сами студенты, чем очень порадовали организаторов.

В качестве экспертов выступили:

иерей Павел Козлов – клирик храма во имя прп. Сергия Радонежского, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери (п. Левиха) и храма во имя свв. апп. Петра и Павла (п. Карпушиха);

Адам Диана Александровна – зам. директора Православной гимназии по учебной работе;

Чемезова Вера Александровна – зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря.

Ведущей дискуссии была Юсупова Светлана Георгиевна – помощник игумении Скорбященского женского монастыря по связям с общественностью.

Действительно: что такое трангуманизм, опирающийся на современный научно-технический прогресс, столь популярный в молодежной среде? Это спасение человечества или, как утверждает профессор, доктор философских наук, доктор богословия Владимир Николаевич Катасонов, новая цивилизационная угроза человечеству? В ходе ХХ Всемирного Русского Народного Собора в 2016 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прокомментировал опасность трансгуманизма: «Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира. Не случайно футурологи все чаще поднимают тему «постчеловека», и трансгуманизм – учение о скором преодолении человеческой природы и появления нового класса разумных существ, становится все более популярным».

В этом явлении необходимо разобраться.

В аудитории собрались 18 студентов, а вместе с организаторами и преподавателями вуза было 25 человек. Кто-то не понаслышке был знаком с темой, для кого-то понятие «трангуманизм» и другие, с ним связанные: крионика (технология сохранения в состоянии глубокого охлаждения людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости вылечить), иммортализм (система взглядов, основанная на стремлении избежать смерти или максимально отдалить её), постгендеризм (преодоление пола), техногайанизм (экология и защита окружающей среды) – были новыми и не вполне понятными.

При голосовании черными и белыми карточками выяснилось, что только 4 студента воспринимают явление трангуманизма как положительное, остальные видят в нем опасность для человечества. В конце дискуссии результаты практически не изменились, однако все отмечали, что стали понимать тему значительно глубже.

Достижения компьютерных технологий не могут не поражать. Мы стоим на пороге открытия искусственного зрения, никого не удивишь голосовым общением с машиной, голосовым машинным переводом с одного языка на другой, идентификацией человека по внешнему виду и др. открытиями. Компьютеры и технологии, с ними связанные, проникли во все пространство человеческой культуры: образование, науку, искусство, СМИ, бизнес, торговлю, военную сферу, домашнее хозяйство. В аудитории никто не возражал, что эти достижения необходимы человеку для его комфортного существования, например, чтобы облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями здоровья.

Но это только вершина айсберга под названием ТРАНСГУМАНИЗМ. В феврале 2011 года в России было создано стратегическое общественное движение «Россия-2045», а в мире оно существует с 2008 г. и ставит вполне конкретные задачи.

Трансгуманисты считают себя наследниками идей Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, но при внимательном рассмотрении оказывается, что целеполагание ученых прошлого и настоящего различается.

Вопрос о трансгуманизме постоянно выходит в плоскость этики: для реализации каких целей будут использованы достижения научно-технического прогресса? Многие сошлись во мнении, что как бы ни внушали нам идеологи трангуманизма, что в его основе забота о здоровье, об увеличении продолжительности жизни человека и в конечном итоге преодолении смерти, на самом деле их интересует только создание идеального рабочего, готового трудиться 24 часа в сутки, или идеального солдата, который без устали будет убивать, дабы реализовать идею «золотого миллиарда». Сегодня даже не деньги правят миром, а «власть над муравейником» (по слову Ф.М. Достоевского).

Во время дискуссии о. Павел Козлов выступил с докладом, показывающим, что между понятиями «трансгуманизм» и «сатанизм» можно поставить знак равенства. Суть идеи трангуманизма в том, что человек является промежуточным звеном в эволюции (должен появиться суперчеловек, постчеловек, киборг), что для верующего человека – недопустимая мысль. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, – это венец Творения, и его несовершенство является последствием грехопадения. Смерть, о преодолении которой так много пекутся трансгуманисты всех стран и народов, вошла в этот мир вследствие непослушания человека Богу и СТАЛА ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, и ОНА ПРЕОДОЛЕНА ХРИСТОМ В ВОСКРЕСЕНИИ. Подчас людей, утверждающих это, называют мракобесами, но не меньшее ли мракобесие – утверждать, что к 2045 г. человек будет жить вечно, если будет сделано следующее:

1 этап – создана искусственная копия тела человека (2015–2020 гг.),

2 этап – создана искусственная копия тела человека, в которую пересаживается мозг (2020–2025 гг.),

3 этап – создана искусственная копия тела человека, в которую переносится сознание (2030–2035 гг.),

4 этап – создано тело-голограмма (2040–2045 гг.)?

Не правда ли, глобальный технопроект? Новым он по сути не является. Когда-то на заре эпохи Возрождения существовали мифы о гомункулусе и Големе и человечество мечтало о построении искусственного существа, имитирующего человека.

И сознание человечества к принятию этих идей готовится вполне конкретно и настойчиво: сайты с идеями трансгуманизма множатся, как грибы после дождя, выпускаются футуристические книги в жанре фэнтези, многомиллиардную аудиторию находят фильмы «Перезагрузка», «Аватар» и др., рядом со зданием андронного коллайдера на границе Франции и Швейцарии устанавливается статуя Шивы – индуистского божества (и это в католической Европе?) и пр. В молодежной аудитории была высказана мысль, что какая разница – какую статую поставить! Да хоть подопытной крысы! Т. е. толерантное отношение ко всему происходящему – залог успеха идей трансгуманизма. Нам предлагается потерять высший смысл человеческого существования под «соусом» того, что человек преодолеет страдания, болезни, старение и, наконец, достигнет давно взыскуемого бессмертия.

Из области технических проблем дискуссия была переведена в плоскость философскую. Зачем жить вечно? Каждый должен задать себе простой вопрос: Ты хочешь жить вечно? Зачем тебе бессмертие? Пожелает ли второй раз жить так горячо тобой любимая бабушка, ради воскрешения которой ты тратишь столько усилий и денег?

Чего же хочет человечество? Что лежит в основе любых поисков в области науки и техники? Ответ очевиден: человечество хочет избавиться от страданий. Но так ли это стремление продуктивно для человека? Ни один гений не состоялся бы без страданий. Поэт М. Лермонтов, много раз умиравший в раннем детстве, признавался, что боль и страдания выучили его думать. Ф.М. Достоевский целовал свои кандалы и говорил: «Спасибо каторге!». Женщина обретает счастье материнства, рождая нового человека в муках. Как человек может познать полноту счастья, не зная, что такое страдать? Вечное счастье – это из области психиатрии…

Позабыта великая классическая литература ХХ в., в которой в невероятной прозорливостью авторы предсказывали, чем грозит человечеству научно-технический прогресс без исполнения 10-и Божиих заповедей: романы Олдоса Хаксли «О новый, дивный мир», Евгения Замятина «Мы», Джорджа Оруэлла «1984». Наконец, всем школьникам известна повесть М. Булгакова «Собачье сердце» с сентенцией доктора Преображенского: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого…» Может, пора перечитать эти бессмертные книги?

Не может человек оставить себе только возможность безграничного научного познания и удовольствий… Мы живем для другого. Мы трудимся, жертвуем не ради удовольствий, а ради действительно вечных вещей: любовь, семья, дети, родители, Родина, дружба, героизм, верность, творчество и т. д.

Трансгуманисты же предлагают нам Царство Божие на земле, но без Бога, тем самым готовят ад на земле.

Экспертов порадовал студент Александр Митрофанов, показавший разницу между двумя техническими революциями: современной и столетней давности. Если в начале ХХ в. технический прогресс касался исключительно комфорта человеческого существования (появились автомобили, самолеты, преодолены многие болезни, ранее не исцелимые, сделан прорыв в добывании неиссякаемого источника энергии и др.), то происходящая на наших глазах научно-техническая революция покушается на самого человека. Мы это допустим? О точке невозврата надо постоянно помнить. Ведь трансгуманисты предполагают, что к 2030 г. появится самоуправляемый машинный прогресс. Человек будет не нужен… Готовимся к Страшному Суду?

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(26)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели