В назначенные воскресные дни к 17.00 в монастырскую библиотеку приходят любители русской классики. Два-три часа общения с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры литературы НТГСПА Надеждой Дмитриевной Даниловой, которой 8 марта исполняется 75 лет, не оставляют никого равнодушным.
Мы все родом из детства… Крылатая фраза из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» начинает вдруг обретать вполне конкретный смысл, обрастать подробностями и деталями, когда говоришь о человеке.
Любовь к русской литературе у Надежды Дмитриевны Даниловой от отца. Фронтовик, несколько раз тяжелораненый, но дошедший до Берлина, моряк Черноморского флота, награжденный орденами и медалями, Дмитрий Михайлович с каждой зарплаты покупал несколько кульков всяких сладостей: конфет, пряников, печенья, – чтобы угостить многочисленных детей, живущих во дворе. Он высыпал все это детское счастье на дворовый стол и сам безмерно радовался, когда на нем оставались одни фантики. Какое-то горькое чувство вины, видимо, жгло его, что эти бедно одетые и полуголодные ребятишки не имели детства. Иногда он приводил своих младших детей Сашу и Люду (а всего в семье было 8 детей, двое из которых умерли во младенчестве) в магазин игрушек и предлагал выбрать все, что им захочется. Так в доме появился мраморный танк и огромная кукла – на горе жены, не знающей, на чем сэкономить, чтобы прокормить детей до следующей получки. Зинаида Гавриловна ни одним словом не упрекала своего мужа за расточительную щедрость, а только брала больше заказов на шитье и трудилась, не поднимая головы от швейной машинки. Любимой трапезой в семье Даниловых была картошка и селедка. Ну что же, можно обойтись без селедки…
Из кондитерского отдела отец шел в книжный магазин и покупал книги, а потом читал их по ночам. Так составилась целая библиотека русской классики, перешедшая по наследству его дочери Надежде. К сожалению, в семье больше никто так не увлекся чтением, как она. Маме читать было некогда: на ней была орава ребятишек, а также в доме было немалое число детдомовских детей, приводимых Надей. «У них ведь нет родителей, пусть они у нас поживут, – говорила она маме. – А еще, мама, давай выпишем из Америки негритенка, у нас ему будет хорошо и весело». Зинаида Гавриловна стала много читать, когда была прикована к постели смертельной болезнью, и поняла своих мужа и дочь: «Это целый мир… Как интересно! Ты занимаешься прекрасным делом».
Дмитрий Михайлович часто до глубокой ночи что-то писал, сидя за кухонным столом. Казалось, что из его писаний должны были сложиться тома, но, к сожалению, ни осталось ни строчки. Когда прошли годы, Надежда Дмитриевна поняла, что ее отца просто разрывало от знания жизни и приобретенного опыта, он страстно выливал все это на бумагу, а потом… уничтожал. Сказались годы чисток и арестов, избежать которых трижды удалось Божьей милостью. У Надежды Дмитриевны тоже есть писательский талант, но она утверждает, что ленива и не любит записывать свои мысли. Видимо, устала от школьных сочинений, которые она писала для всего класса, придумывая, как может мыслить и «сочинять» каждый ее одноклассник. Иной раз случались казусы: какой-нибудь мальчик, получив четверку, искренне просил в следующий раз писать сочинение похуже.
Именно отец привел Надю в детскую библиотеку, которая располагалась рядом с кинотеатром «Горн» в самом центре города. Она только начала учиться в первом классе, но уже умела читать. Пока Дмитрий Михайлович беседовал с библиотекаршей, Надя перечитала все тонкие книжки на полке для маленьких и перебралась к полке для подростков. Первая толстая книжка … была прочитана ею за день. Женщина, на следующее утро увидев маленькую золотоволосую девочку Надю Данилову на пороге библиотеки, удивилась скорости чтения, недоверчиво проэкзаменовала ее по содержанию прочитанного и выдала … две книги.
Несмотря на такую раннюю увлеченность литературой, когда Надежда решила поступать на филфак, отец, не одобрив ее выбора, был огорчен и строго сказал: «Болтологией будешь заниматься». Потом, правда, смирился. Да, действительно, одно дело – читать книги, а другое дело – говорить о них. А это Надежда Дмитриевна делает великолепно. Она блестящий рассказчик и … одну и ту же историю может рассказывать совершенно по-разному, уходя в детали… Именно в них, уверена она, состоит живая жизнь. Так Надежда Дмитриевна учила своих многочисленных студентов, которых, по ее подсчетам, было около 5 тысяч. А преподавала она русскую литературу второй половины XIX века в Нижнетагильском педагогическом институте с большим увлечением и самоотверженностью, проводя бесчисленные дополнительные занятия пятой парой.
Она вполне разделяет мнение Николая Васильевича Гоголя: «Литература – это незримая ступень к христианству». Это были не просто лекции или семинары, а подлинное служение Богу и людям, поиск и обретение смысла жизни. Шестидесятники, И. Гончаров, И. Тургенев, Н. Лесков, Ф. Достоевский, Л. Толстой и их творчество оживало в сознании молодых людей, еще любивших литературу. Выпускники филфака написали своему преподавателю:
Надежда Дмитриевна, скажем на прощанье,
Что мы на лекциях сидели не дыша.
Не преступленье и не наказанье –
Раскрылась Достоевского душа.
Свершилось чудо, и воскрес Некрасов,
Волнуя нас поэзией своей.
Рождалось чувство, будто где-то в Спасском
Тургенев ждал нас, как своих друзей.
И пусть по временам Вы строги были
(теперь мы знаем – это в пользу нам),
Мы Вас сердечно все же полюбили
За все, за все спасибо скажем Вам.
Благодаря Надежде Дмитриевне многие студенты приняли крещение и воцерковляются.
Самый дорогой писатель для Надежды Дмитриевны – Федор Михайлович Достоевский. Этот русский автор привел ее к Богу. Она считает его своим крестным отцом. Еще в студенческие годы она прочитала запрещенный в советское время роман-пророчество «Бесы», несмотря на строгость наказания за хранение этого произведения, и влюбилась в творчество Достоевского.
3 декабря 1981 года в номере газеты «Тагильский рабочий» был опубликован репортаж с празднования 160-летнего юбилея Федора Михайловича. Со сцены драмтеатра под свет софитов и под пристальным вниманием нескольких сотен пар глаз Надежда Дмитриевна выступила с горячим и проникновенным словом о писателе, «чутком и тревожном гении», перевернувшем ее жизнь.
Действительно, тревожат душу слова Достоевского:
«…Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной…»
«Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви»
«Лишь из одной веры в бессмертие души выходит весь высший смысл и значение жизни, выходит желание и охота жить»
«Я из бунта вывел и доказал необходимость веры в Христа»
«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного»
«Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться»
Как и много лет назад, сегодня Надежда Дмитриевна продолжает свое служение в библиотеке Скорбященского женского монастыря, делясь с православной аудиторией своими мыслями о прочитанном и пережитом. И отвечает на многочисленные вопросы…
Сердечно поздравляем Надежду Дмитриевну с 75-летием. МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
Предлагаем пересмотреть видеозаписи лекций Надежды Дмитриевны Даниловой, проведенных в монастырской библиотеке:
Духовно-просветительский проект «ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
- А.С. Пушкин: путь духовного восхождения //ntobitel.cerkov.ru/category/video/page/5/
- Ф.М. Достоевский о природе человеческого зла и его преодолении
- Духовная трагедия Л.Н. Толстого //ntobitel.cerkov.ru/category/video/page/4/
Авторский спецкурс «ВРÉМЕННОЕ, ВРЕМЕННÓЕ И ВЕЧНОЕ В РОМАНАХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
- Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» //ntobitel.cerkov.ru/2015/10/22/dostoevskij/
- Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» //ntobitel.cerkov.ru/2015/12/21/knyaz-myshkin-i-ideal-nravstvennosti/
- Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» //ntobitel.cerkov.ru/2016/02/22/russkaya-tragediya/
Очередная встреча с русской классикой и Надеждой Дмитриевной состоится 20 марта 2016 года в 17.00. Речь пойдет о воспитании человека и романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
(229)
Уважаемая Надежда Дмитриевна, с днем рождения Вас! Подай Господи Вам ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ И ЛЮБВИ! Сердечная благодарность за Ваши беседы Вам, матушке Марии и всем, кто принимает участие в их организации , они правда обогащают. Завидую Вашим студентам. Очень надеемся, что этот цикл продолжится.
С Надеждой Дмитриевной я познакомился как студент на только что открытом филфаке заочного отделения НТГПИ в 1979 году. Много было там интересных преданных своему делу преподавателей. Спасибо им всем за их нелёгкий труд. Надежду Дмитриевну отличала ревностная преданность Ф. М. Достоевскому, этим она увлекла и студентов. Я впервые тогда прочитал «Братьев Карамазовых» и другие романы писателя-пророка. И эта книга стала для меня Книгой №1 в то время. Она не просто увлекла, а затянула туда, внутрь, в ту среду, в те события, к тем героям. Я жил с ними и среди них. Евангелие я прочитал спустя примерно 10 лет. Выписал тогда через какую-то секту с надписью на обороте: «Читайте и будете мудрыми, исполняйте и спасётесь». После этого Книгой №1 для меня стало Евангелие. А романы Ф. М. Достоевского были, как я сейчас думаю, ступеньками к пониманию и принятию всего того, что написано Там. А без Достоевского и подачи Надежды Дмитриевны это было бы очень сложно. С ними же «семена» легли уже на вспаханную, удобренную почву.
От студентов тех далёких лет, думаю, и последующих, слушателей сегодняшних лекций поздравляем Надежду Дмитриевну, обаятельную, жизнерадостную женщину, настоящего воина Христова, с днём рождения. Будем молить Господа, чтобы Он дал Надежде Дмитриевне здоровья на ещё многие годы, чтобы и мы, грешные, могли и дальше видеть и слышать настоящего Учителя и Наставника.
От студентов прошлых лет и слушателей сегодняшних лекций, Владимира.