22–24 августа игумения Мария с сестрами обители приняла участие в научно-практической конференции, посвященной жизни и подвигу игумена Серафима (Кузнецова), которая состоялась в г. Перми.
«Есть еще люди, своим примером указываюшие верный путь к правде».
По слову Евангелия они «отвергли идеи неправедного мира,
взяли крест свой и до конца следовали за Христом…
Пройдут годы, пройдут столетия,
и чем дальше будет день их праведной кончины,
тем светлее будет виден образ их душевной чистоты…»
Игумен Серафим (Кузнецов) «Мученики христианского долга» (1920 г.)
Достойное любви и почитания имя игумена Серафима (в миру Георгия Михайловича Кузнецова) (1875–† 1959) современным православным людям, даже интересующимся церковной историей ХХ века, почти неизвестно.
Возможно, кто-то помнит его в связи с подвигом спасения от поругания тел Алапаевских мучеников и сохранения для всего православного мира мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. В акафисте святой преподобномученице есть упоминание о «благочестивых людях из России», сопровождавших гробы с телами из Алапаевска в Китай, а позднее на Святую землю. Руководителем этой святой миссии как раз и был отец Серафим.
Но это не единственная заслуга перед Матерью-Церковью родившегося в г. Чердынь Пермского края батюшки. К сожалению, православным людям мало известно о его монашеском служении, об устроении Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря, о публикациях в «Голосе долга», в которых представлено наследие игумена о монашестве, о пребывании на Святой земле, где ему пришлось пережить горечь непонимания, клеветы и гонений. Что дало ему силы преодолеть всё это? Такой крест могла понести только любовь к святыням России и верность истинного сына Русской Православной Церкви своему долгу.
В год 60-летия со дня кончины игумена Серафима (Кузнецова) Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, который духовно связан с нижнетагильской женской обителью (и это тема отдельного исследования!), предложил обратиться к наследию выдающегося сына Пермской земли, с сердечной благодарностью почтить его имя и осознать меру его духовного подвига.
2019 год – это также год:
155-летия со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–† 1918);
115-летия со дня рождения святого страстотерпца Цесаревича Алексея (1904 –† 1918);
110-летия Первого Всероссийского монашеского съезда (1909), участником которого был игумен Серафим;
100-летия отступления Белой армии из Пермской губернии.
Игумен Серафим как активный член «Союза русского народа» и настоятель Серафимо-Алексеевского скита был одним из первых в расстрельных списках пермских чекистов. Однако ему с несколькими послушниками удалось избежать расправы, учиненной большевиками над белогорской братией (день памяти 25 августа). Возможно, отец Серафим с остатками скитского братства успел укрыться в таежных старообрядческих скитах, которыми предлагал воспользоваться Великой княгине, однако Елизавета Федоровна, с почтением относившаяся к участнику составления Устава Марфо-Мариинской обители в Москве и ее духовнику, отказалась.
На конференции «Скитоначальник Белогорского монастыря игумен Серафим (Кузнецов) в истории России и Русской Православной Церкви», которая продлилась 3 дня, прозвучали интереснейшие доклады экспертов и исследователей из Перми, Москвы и Алапаевска, а также представлены документальные фильмы, посвященные отцу Серафиму. Один из них сделал воспитанник воскресной школы при храме святого равноапостольного князя Владимира В. Маркелов. Второй фильм «Игумен Серафим» (2018 г.) режиссеров Д. М. Софьина и В. В. Дегтярникова открыт для просмотра.
В рамках конференции прошла премьера документального фильма «Игумен Серафим. Духовный подвиг», автором которого стала послушница Ксения Хайнбюхер. Работа над фильмом длилась 20 лет. Созданный в уникальной авторской манере, он представляет вниманию зрителей уникальные же материалы, совершенно бесценные по своей значимости. Подтверждением этого служит тот факт, что закадровый текст в картине читает владыка Марк (Головков). К сожалению, фильм для просмотра доступен только в формате авторского показа, и в интернет пока выложен не будет.
Событием для участников конференции стало принесение принадлежавшей отцу Серафиму иконы Божией Матери «Скоропослушница» с частицами мощей великомученика и целителя Пантелеимона и великомученицы Параскевы. На обороте сделана надпись его рукой. Все могли приложиться к святому образу, сопровождавшему трагический груз – гробы с телами Алапаевских мучеников – на восток.
Также на конференции состоялась встреча с инициатором и участником экспедиции по обретению в Харбине и перезахоронению в Москве на кладбище Донского монастыря останков генерала Каппеля. Военный китаист Дмитрий Геннадьевич Напара поделился деталями этого необыкновенного события. История с останками белого генерала и русского патриота внушает надежду, что останки Алапаевских мучеников:
великого князя Сергея Михайловича,
князей императорской крови Иоанна, Константина, Игоря Константиновичей,
князя Владимира Павловича Палея (сына великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс),
Федора Ремеза, управляющего делами великого князя Сергея Михайловича, –
местонахождение которых достоверно не известно, когда-нибудь после переговоров с китайской стороной будут обретены и возвращены в Россию.
На пермской конференции были представлены сочинения игумена Серафима из Фонда редких и ценных книг Пермской краевой библиотеки имени А. М. Горького. Его наследие (сочинения и переписка) требует изучения. Игумен Серафимо-Алексеевского скита написал воспоминания, записки и наблюдения с Первого Всероссийского иноческого съезда, куда пресса не допускалась, Первого в России по внешней миссии Казанского Миссионерского съезда. Он оставил нам впечатления о посещении в 1908 году Святой земли и Афона, где глубоко изучал монашескую жизнь, беседуя с Восточными Патриархами, настоятелями обителей. В 1910 году им созданы монастырский мужской общежительный устав, скитские иноческие уставы, женские иноческие уставы, не утратившие своего значения и сегодня. Аскетический опыт и традиции от современных ему подвижников и просто иночествующих он передал насельникам монастырей середины XX – начала XXI веков. В 1949 году отец Серафим (Кузнецов) передал тома своих сочинений Святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому), то есть его духовная связь с Родиной не прерывалась.
Конференция, проведенная Белогорским Свято-Николаевским миссионерским мужским монастырем, лишь открывает новую веху в изучении жизни и служения Церкви игумена Серафима (Кузнецова).
(731)