4 ноября состоялась шестая беседа духовно-просветительского краеведческого проекта «Вглядываясь в историю» (+Видео).
Она была посвящена теме «Монастыри и монашеская жизнь Екатеринбургской и Ирбитской епархии в конце XIX – начале XX веков (часть 1)». Ее провела Вера Александровна Чемезова, зав. архивным отделом монастыря.
На встрече были представлены статистические сведения об обителях Екатеринбургской и Ирбитской епархии, выделившейся из Пермской епархии в 1885 г. В это время действовали 4 монастыря (2 мужских, 2 женских) и 3 женских общины; в них жили 150 монашествующих (39 мужчин, 111 женщин) и 737 послушников (12 мужчин, 725 женщин).
В 1899 г., т. е. к концу века, в епархии было 7 монастырей (3 мужских, 4 женских) и 2 женские общины; в них жили 230 монашествующих (64 мужчины, 166 женщин) и 1078 послушников (166 мужчин, 912 женщин).
К 1917 г. в епархии имелось 14 монастырей (3 мужских, 11 женских) и 2 женские общины; в них жили 455 монашествующих (133 мужчины, 322 женщины) и 2709 послушников (177 мужчин, 2532 женщины).
В 1899 г. в Екатеринбургской епархии насчитывалось 13 монастырских храмов, а перед революцией их число увеличилось до 24.
Вывод, на первых взгляд, кажется простым: и количество обителей, и количество монашествующих за 30 лет значительно выросло. А вот причины этого явления требуют исследования. Возрос интерес к духовной жизни, и это перед испытаниями, которые ждали Русскую Церковь в ХХ веке? Или это отражение социальной неустроенности на рубеже веков, заставляющей людей «спасаться» за оградой святых обителей? Об этом шла речь во время беседы.
При увеличении количества монастырей всероссийская тенденция – отрицательное отношение к ним определенной части общества. Она выражена в горьких словах священника Нижнетагильского завода Василия Конина, сказанных в 1910 г.: на монастыри «нападает нынешняя современная левая печать и люди, оттогнувшиеся от Святой Церкви, желая тем самым подорвать истинную любовь православных русских людей ко святым обителям и поставить их в глазах верующих ни во что».
Архиепископ Никон Рождественский в это же время писал, что «мир выделяет в монастыри далеко не самых лучших, далеко не идеальных людей»; «… современное монашество изнемогает, его светлый некогда идеал бледнеет, принижается, постепенно обмирщается» – и сокрушался: «Монастырей много, а постригать некого, рукополагать в саны священнослужителей некого, ставить в настоятели некого».
Также во время беседы шла речь о Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре, пережившем в конце XIX – начале XX веков расцвет под влиянием валаамской духовной традиции, о Кыртомском Крестовоздвиженском, Далматовском Свято-Успенском мужских монастырях и духовно опытных старцах Илии (Чеботареве), Макарии (Поликарпове) и др.
Известно ли вам, что иск`ус в мужских монастырях на рубеже XIX–XX веков составлял в среднем 6 лет, в женских – 26? Знакомы ли вы с тем, что постриг принимали уже в достаточно зрелом возрасте – мужчины, в среднем, в 41 год, а женщины – в 48? Достаточно ли было одного желания, чтобы стать монахом в царской России? Об этом и многом другом можно узнать из видеозаписи беседы.
Тема будет продолжена через три недели.
25 ноября в 17.00
в библиотеке монастыря состоится
заключительная беседа из цикла «Вглядываясь в историю».
(78)