В Скорбященском женском монастыре прошло второе миссионерское богослужение — Божественная литургия с комментариями и пояснениями. (+Видео)
Что делает человека человеком? Первое — чуткое отношение к ближним, к родителям, собратьям, коллегам, всем нуждающимся вокруг. Таких добрых, чутких людей много среди нас. Но это еще не все. Второе — оно же более важное и одновременно сложное, что не прививается к «мертвым» душой, — это устремление к Богу. Именно устремление к Богу делает из биологического существа с витальными (жизненно важными) потребностями настоящего человека. Но и здесь не все так просто — «Бог у меня в душе» — это тоже витальная потребность, а не устремление к Богу. Потому что человек без веры жить не может, таково его устроение. «Бог у меня в душе» — это неосуществленные желания и неразрешенные нужды, и «ты, Бог, должен мне помочь их решить». Так человек, ничего не желая делать, хочет что-то получить. Но, увы, разрешить Богу быть и исполнять мои потребности — это даже не вера, как говорит апостол Иаков: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).
О каких же делах идет речь? О тех, для начала простых усилий над собой, когда нужно идти в храм каждый воскресный день, чтобы вместе с Церковью не остудить той радости и благодарения за чудо Воскресения Господа Иисуса Христа ради каждого из нас. И о делах, ради сохранения благодати Духа Святого, данной каждому в Таинстве Крещения: исповеди, причастия. Ведь быть христианином значит быть церковным человеком. Огромное заблуждение многих крещеных хороших и добрых людей, что человек присоединяется к Церкви автоматически. Это не так. Требуется человеческое усилие, действие.
Спросят: что ж теперь и в храм не ходить, когда просто есть нужда житейская? Ходить! Обязательно ходить! Да, и за этим приходят в храм страждущие души, но не по их молитвам совершается Литургия — общее дело, а по молитвам верных. И ничего страшного нет, если человек пришел решить свои проблемы, как мог помолился, вспомнил о Боге, пришел раз, пришел два… И что-то услышал, что-то зацепило, заставило задуматься, а в третий раз пришел не просить, а благодарить, и встал в строй воинов Христовых, которые являются не зрителями, а соучастниками этого чуда на земле — Божественной литургии. «…В нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».., — так говорит святой праведный Иоанн (Кронштадтский).
Многие сетуют, что богослужение не понятно, сложно для восприятия. Но если прийти в школу и посещать ее из класса в класс, не пытаясь учиться, не желая ничего усваивать, то даже «мама мыла раму» в букваре не прочитать. Везде и во всем, чтобы что-то познать, нужно работа.
Так как же осознанно принимать участие в этом чуде на земле, в этом бриллианте из всех земных сокровищ — Божественной литургии, научиться слушать и слышать, чувствовать и воспринимать бесценные Дары Духа Святого? Этому непременно нужно учиться, приложить немало сил и стараний, устремить все свое существо к Богу. Миссионерская Литургия — это прекрасные уроки научения в вере. Уже вторая служба проходит в монастыре, а мы, приходящие, открываем для себя новые грани, слагаем в сердцах своих новые сокровища, которые и делают из нас всех человеков не по плоти, а по духу.
В Скорбященский монастырь иерей Симеон Шестаков, настоятель храма во имя св. вмч. Георгия Победоносца (г. Североуральск), с особой миссией приехал второй раз. Батюшка в своих комментариях делал новые акценты, в отличие от прошлой Литургии, а также отцу Симеону сослужил диакон Евгений, благодаря которому служба приобрела новые краски.
Миссионерская служба — очень сложное дело, так как священник, сосредоточенный на предстоянии перед Богом, прерывая ход службы на комментарии, должен наставлять молящихся. Благодаря подвижническим трудам отца Симеона множество людей могут приобщаться к службе осознанно, не просто присутствовать на Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая. Поэтому рассказ о Евхаристии (от греч. слова – благодарение) как сердцевине всей церковной жизни идет на миссионерском богослужении параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом.
Расширить свои познания в области православного богослужения может каждый желающий. Скорбященский монастырь предлагает большой выбор книг в церковной лавке, к вашим услугам монастырская библиотека, в храме есть стенд с разъяснительными листовками, работает служба дежурных консультантов, которые помогут вам ответить на самые простые вопросы или подсказать, как найти ту или иную интересующую прихожан информацию.
А для тех, кто уже имеет некоторые знания о православном богослужении, предлагаем несколько несложных вопросов для закрепления и самоконтроля:
- Из каких трех основных частей состоит Литургия?
- Кто такие оглашенные и почему они должны были выйти из храма по возгласу, сохранившемуся из древности?
- Какие молитвы принято петь в настоящее время за Литургией всем храмом?
- Как называется самая главная часть Литургии?
- Что такое ектения и к кому она обращена?
- Каких авторов Божественной Литургии Вы знаете?
- Каким возгласом перед Царским вратами начинается Божественная Литургия?
(Желающие могут присылать свои ответы на наш сайт в конце данного материала).
О следующем миссионерском богослужении
в Скорбященском монастыре будет сообщено на нашем сайте.
Следите за анонсами.
Фото и текст С. Юсуповой
(234)