13 ноября 2016 г. в библиотеке Скорбященского монастыря состоялась беседа Надежды Дмитриевны Даниловой на тему «Феномен «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского». (+Видео)
11 ноября исполнилось 195 лет со дня рождения великого писателя, философа, мыслителя, предугадавшего многие потрясения ХХ-XXI веков, — Федора Михайловича Достоевского. Однако его предупреждающий голос об опасности идеологии большевизма, фашизма и терроризма не был услышан современниками.
Неизменно на встречу с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры литературы НТГСПА Надеждой Дмитриевной Даниловой в библиотеку Скорбященской обители пришли почитатели таланта Достоевского и просто думающие люди.
Не случайно беседа была начата с рассуждения о личном и общественном в жизни каждого человека. Достоевский был таким писателем, для которого общественные проблемы — болевые точки его эпохи — были его личными проблемами и сердечной болью. В каждом романе Достоевского сплетается многообразие личностных позиций, мнений по разным насущным вопросам бытия, в ХХ веке точно названное М.М. Бахтиным полифонизмом его произведений.
Не исключение и «Дневник писателя», который по широкому кругу злободневных проблем может быть назван «энциклопедией русской жизни» 1870-1880-х гг.
«Дневник писателя» — ежемесячный журнал философско-литературной публицистики Фёдора Михайловича Достоевского, выходивший в 1876—1877 и 1880—1881 годах. Под тем же названием писатель вёл рубрику в еженедельнике «Гражданин» в 1873 году. По своему литературному типу журнал Достоевского не имеет аналогов в истории русской и мировой журналистики. Писатель использовал практически все жанры: статьи, очерки, полемику, заметки, обозрения внутренней и иностранной политики, литературную критику, рецензии, предисловия, отчёты, некрологи и др., включал в свой дневник и художественные произведения — «Мальчик у Христа на елке», «Кроткая».
Надежда Дмитриевна остановилась на нескольких темах «Дневника писателя», актуальных и сегодня и звучащих так же остро, как и в XIX веке.
Одна из них — преклонение части русской интеллигенции перед Европой, для которой она была кумиром, изменение сознания интеллектуальной элиты русского общества, презрение ко всему национальному. Писатель показывает и доказывает на примерах из современной ему жизни, что внешняя европейская культура, о которой он имел представление не понаслышке, не имеет никакого отношения к духовности, самая большая опасность европейского сознания, прививаемого русской интеллигенции, — вера в материальный успех, прогресс, силу человеческого разума и убежденность, что можно построить Царство Божие на земле без Бога. Отход от подлинного христианства, рождение европейской философии Человекобога еще явят миру разрушительные последствия — предупреждал писатель, но не был услышан. «Русской интеллигенции нужно все или ничего» — эти поистине подростковые максимализм и нигилизм поистине страшны.
Вторая проблема, поднятая в беседе, — это семейное воспитание. Многие страницы «Дневника писателя» звучат настолько современно, что кажется: они написаны вчера. Случайные семейства, случайные отцы и матери, заботящиеся только о том, как одеть и накормить ребенка, но не знающие, как питать и взращивать его душу, подающие дурной пример сыну или дочери в слове, поступке, образе жизни — как это нам знакомо. «Созидается семья неустанным трудом любви» — завет Достоевского всем родителям, которым Господь дал детей для спасения души. Писатель с болью следил за фактами истязания детей в семье («Знаете ли вы, что такое оскорбить ребенка?»), но не меньше его заботила тема душевного разложения детей под видом благопристойности и заботы о них: мать подбирает кандидатуру в любовницы для своего 15-летнего сына; отец ищет для дочери богатого, но в годах жениха, приучает сына еще до вхождения в школьный возраст курить и общаться с женщинами и др. «Убитое сердце» ребенка — это проклятье, кара родителям за тлетворное, губительное его воспитание.
Примеры такого воспитания в «Дневнике Писателя» (именно так, с прописной буквы, писал Достоевский это слово) многочисленны. Вот один из них. «Отец» согнал трех нянек от своего ребенка: «Невозможно с этими шельмами, запретил настрого, вдруг вхожу вчера в детскую и что же, представьте себе, слышу: Лизочку укладывает в люльку, а сама ее богородице учит и крестит: помилуй, дескать, господи, папу, маму… ведь настрого запретил! Решаюсь на англичанку, да выйдет ли лучше-то?». А ссоры, попреки, негодования по поводу любой провинности, проклятия в адрес членов семьи — всему этому становятся свидетелями дети так называемых благородных родителей и не очень. Отцы и матери слабые, нетерпеливые, заносчивые и подверженные многим порокам — немалое испытание для подрастающих детей.
Беседа Н.Д. Даниловой не оставила слушателей равнодушными. Надежда Дмитриевна закончила ее словами Федора Михайловича Достоевского, написанными в 1877 году: «Копите любовь в сердцах ваших… Вспомните тоже, что лишь для детей и для их золотых головок Спаситель наш обещал нам “сократить времена и сроки”. Ради них сократится мучение перерождения человеческого общества в совершеннейшее».
Текст и видеозапись В. Чемезовой
(92)