19 ноября празднуется память священномученика Никиты, убитого на Бутовском полигоне и прославленного в соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. На иконах с его ликом имеется надписание: епископ Орехово-Зуевский. Однако мало кому известно, что 16 сентября 1927 года епископ Никита (Делекторский) был назначен владыкой Нижнетагильским, викарием Свердловским, однако на Урал не поехал, за что был уволен на покой.
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек, убиенных здесь в течение очень короткого периода времени: с августа 1937 года по октябрь 1938 года, а полигон функционировал с 1934 по 1953 годы.
Те, о ком известно: мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, – представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек из числа погребенных в Бутово пострадали как исповедники православной веры, сегодня 325 из них прославлены в лике святых. Нет ни одного места на земле, в котором Господь явил бы такое количество Своих угодников. Празднование памяти бутовских новомучеников и исповедников внесено в месяцеслов 3 сентября 2003 года по благословению Патриарха Алексия II.
Один из них – епископ Нижнетагильский и Орехово-Зуевский Никита (в миру Федор Петрович Делекторский).
Он родился 22 декабря 1876 года в г. Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор окончил Владимирскую духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде. В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея г. Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника и стал служить в Николаевском женском монастыре г. Переславля. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы при обители и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковно-приходской школы г. Переславля.
В 1907 году его покинула жена, что отец Феодор воспринял как волю Божию. 22 августа 1909 года он был уволен за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента. В 1915 году священник Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа называлась «Ветхозаветные пророки как пастыри».
С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в г. Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище.
В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.
В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде, церковное благословение с нее как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».
В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в г. Александрове и благочинным всех городских церквей.
7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в г. Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.
По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время Гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден.
В 1926 году он дважды подвергался арестам, его обвиняли «в совершении богослужения без патента», в поминовении за богослужением Патриарха Тихона. В 1927 году епископ Никита служил в г. Орехово-Зуеве, но вскоре в возрасте 51 года был уволен на покой. С этого времени он бедствовал, не имел ни работы, ни постоянного места жительства.
В 1930 году он был арестован в третий раз в Москве на квартире «у гражданки Елизаветы», проживавшей на Самотеке и дававшей приют странникам и бездомным священнослужителям. Решением Тройки при ОГПУ по Московской области епископ Никита был приговорен к исправительно-трудовым работам сроком на 3 года.
В 1930 – 1933 годах он отбывал заключение на строительстве Днепрогэса, где работал сторожем и конюхом. После освобождения и до последнего ареста он тайно служил в храмах Орехово-Зуева. В 1935 году епископ находился в розыске. Существовал тем, что сдавал утильсырье, которое собирал, где придется. С этого времени, по всей видимости, он стал нести подвиг юродства. В 1936 – 1937 годах, скрывая свой сан и имя, он ночевал в казармах у милиционера Краснова, который проникся к бездомному старику сочувствием. Он пускал его под крышу казармы и «иногда даже поил чаем».
18 октября 1937 года владыка Никита был выслежен и арестован в четвертый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник с документами. Местные жители принесли его в отделение милиции. Кроме документов с указанием имени и сана задержанного, в бумажнике находилось 8 облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Вероятно, это было все имущество епископа Никиты. Вскоре он оказался в Таганской тюрьме.
«Свидетелями» по делу владыки проходили священники из Загорска и Орехово-Зуева. Они характеризовали епископа Никиту как «монархиста и реакционера, клевещущего на советскую власть».
Допросы продолжались беспрерывно в течение трех суток.
– Вы имеете определенное место жительства и место службы? – спросил следователь.
– Определенного места жительства и места службы я не имею, – ответил епископ.
– По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
– Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
– В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
– Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.
Убедившись, что перед ним владыка, следователь счел достаточным для осуждения архиерейский сан и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
В обвинительном заключении по его делу говорилось, что «Делекторский Ф.П. являлся нелегальным бродячим епископом, деятелем «Истинно Православной Церкви» (ИПЦ), проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».
17 ноября 1937 года епископ Никита Тройкой при УНКВД по Московской области был приговорен к расстрелу и через два дня убит в Бутове.
Священномучениче Никито, моли Бога о нас.
Тропарь священномученику Никите (Делекторскому) глас 4
Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость.
Кондак священномученику Никите (Делекторскому) глас 3
На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный.
Молитва первая священномученику Никите (Делекторскому)
О, преславный священномучениче, святителю отче наш Никито, первоепископе Орехово-Зуевский! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих и просящих молитвеннаго твоего заступления. Помози нам, угодниче Божий; веру христианскую до конца жития нашего содержати, заповеди Божии неленностно исполняти, обидящих прощати, чистоту и целомудрие хранити и всех ближних преискренне любити. О, святый страстотерпче, во дни земнаго жития ты сам, искушен быв, можеши и нам искушаемым помощи, яко немощнии есмы и о спасении вечном не радим. Просим убо тя, священномучениче отче наш Никито, воззови ко Творцу всяческих, да дарует всем нам силу побеждати искушения наша, ревность ко исправлению греховнаго жития нашего, любовь к Богу и ближним нелицемерную; малодушным – успокоение, заблудшим – исправление, согрешившим – дух сокрушения, бедствующим – благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко отец чадолюбивый чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже и ты ныне водворяешися со ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва вторая священномученику Никите (Делекторскому)
О, преславный и дивный страстотерпче, архиерее Христов, священномучениче отче наш Никито. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия, мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, преисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу за тяжкия и многия страдания твоя, чтущим память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений, призывающих тя с верою и любовию, и избави от всякаго злаго обстояния. Мир умири, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас, грешных, Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источники:
1. Бутовский полигон. 1937 – 2007. Храм Святых новомучеников и исповедников Российских. Русская Голгофа, 2007.
2. Никита (Делекторский) // Древо: открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/7789.html.
3. Священномученик Никита (Делекторский) URL: https://azbyka.ru/days/saint/4112/group.
(619)