9 января, в Субботу по Рождестве Христовом, в день памяти первомученика и архидиакона Стефана, Божественную Литургию в обители возглавил Преосвященный Алексий, епископ Нижнетагильский и Невьянский.
По запричастном стихе проповедь произнес руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик Скорбященского женского монастыря иерей Алексий Бессонов:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос раждается, славьте Его. Действительно, жизнь христианина должна быть направлена к тому, чтобы мы прославляли Бога своего в словах и делах своих.
И сегодня, празднуя память первомученика и архидиакона Стефана, мы видим, как горение сердца рождает и дела. Когда избирал Господь Своих служителей, Стефан был первым из избранных в число диаконов. Сначала он занимался добрым делом – распределением столов. Это дело не относилось к великой проповеди, но потом Дух Божий, Который наполнял диаконов, в этом человеке проявил себя по-особому. Дан ему был дар слова, горящее сердце не может остановиться, и уста его начинают вещать, проповедовать. И Стефан начал говорить о Боге, и мы видим, что в нем эти составляющие христианской жизни сочетаются, о которых говорится: для спасения души нам необходимы и правая вера, и добрые дела. Стефан имел и дела по вере, потому что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2,17), и говорил так, что никто не мог противостоять слову его, силе и благодати его.
Он свидетельствует о некоем откровении, видит, как отверзаются небеса и он видит Сына Божьего, стоящего одесную Отца.
В Символе веры мы постоянно поем о Христе: «сидящаго одесную Отца». Почему же в видении святого Стефана по-другому? Потому что, по толкованию, Отец встает, чтобы встретить душу мученика. Он встает навстречу всем нам, тем, кто пытается жить по его вере, по Его слову, по Его Евангелию.
Действительно, если мы хотим этой настоящей встречи, для которой уже Господь распростер Свои руки на Кресте, мы должны постараться, чтобы наша вера выражалась не только в наших словах, но и в наших делах.
Как же нам проповедовать, как же нам говорить о Боге? Часто наше слово бывает грубо, неотесано. Мы так говорим, что человек отвечает нам: «Я не хочу тебя больше слышать, замолчи». Такое бывает от жестокого сердца. Иной раз мы рубим: так делай, а не иначе. Мы рубим сердце человека. Мы слышим в сегодняшнем Евангелии: Господь трости надломленной не переламывает, льна курящегося не угасит (Матф.12, 20). Вот такое бережное отношение! Он не ломает человека, не влазит в душу. Он предлагает, Он свидетельствует. Уже твое дело – реагировать на это.
Архидиакон Стефан не имел ненависти, когда его не послушались. Он молит: «Господи, не вмени им сего греха». Он со-страдает человеку, он жалеет человека, который погибает. Такое сострадание должно быть выражено в нашей молитве за тех людей, за которых мы переживаем. В этом должно излияться: «Господи, у меня нет слов и жизнь моя греховна, ничем я не могу тебя прославить, но помоги. Пусть их сердце оттает, и пусть они услышат Твое благовестие. Пусть они станут Твоими детьми, пусть они полюбят Тебя».
Мы знаем, что молитва Стефана не была неуслышанной. Один человек имел в сердце ненависть к Стефану и ко всем, кто проповедует имя Иисуса Христа, Господа нашего, но эта молитва дошла до Бога, что этот человек, охранявший одежды, Савл обратилмя, и о нем было сказано: «Это мой избранный сосуд».
Давайте и мы научимся молиться за тех своих близких и знакомых, которые еще пока не знают Господа. И за врагов тоже будем молиться. Святитель Николай Сербский говорит: «Нет у нас врагов. Враги – это лучшие друзья». Они нам никогда не льстят. Они говорят нам, какие мы. А зная, какой ты на самом деле, ты можешь исправиться.
Да укрепит нас Господь молитвами первомученика и архидиакона Стефана. Аминь».
В завершение богослужения епископ Алексий поздравил духовенство, сестер монастыря и прихожан с праздником пришествия в мир Бога Слова и обратился к собравшимся в храме со словом:
«Возлюбленные о Господе всечестные отцы, всечестная матушка, сестры обители сей, дорогие братья и сестры!
Мы третий день уже празднуем это событие. Каждый день наполнен особым смыслом. Сегодня мы уже отошли от некоторой суеты самого праздника и в тишине, благоговейности прославляем Рождшагося Господа.
Мы видим, что за Христа всегда надо страдать. Когда Спаситель только родился, за Него пострадали невинные младенцы. Вся история нашей христианской Церкви говорит о том, что за верность правде, за верность Истине, за верность Христу мы должны претерпеть лишения, страдания и скорби здесь, на земле. Наши устремления, наши сердца, наши мысли, наши чаяния направлены к Небесному Отечеству, к Царству Божию, в вожделенному Раю, который закрылся человеческому роду через преслушание прародителей Адама и Евы. Христос, Который приходит в мир, воплощается, вселяется в человеческую природу, освобождает ее от проклятия, от смерти. Он показывает нам путь, которым мы идем в Царствие Божие. Это тесные врата и узкий путь, на котором мы должны всецело доверять Богу. Все, что случается в нашей жизни: скорби, испытания, радости – если мы принимаем в соответствии со Священным Писанием, в соответствии со Словом Божиим, поможет нам приблизиться к Богу, обрести Рай».
Владыка призвал священнослужителей в диаконском сане подражать первомученику Стефану, вдохновляться его служением Богу и ближним. Это не только служение в храме, но и то, что мы сегодня называем социальной работой.
Фоторепортаж В. Чемезовой
(104)