Четвертая статья из цикла, посвященного 100-летию Нижнетагильской епархии, рассказывает о церковной жизни Нижнего Тагила в 1923–1924 годах.
«Где нет епископа, там нет Церкви»
(священномученик Игнатий Богоносец)
Часть 1. Как воздух, нужна своя епархия
Часть 2. Несостоявшийся епископ
Часть 3. Выборы епископа
Часть 4. Религиозно-православно-христианский Союз
После хиротонии епископ Лев (Черепанов) объединил вокруг себя приходы не только Нижнего Тагила, но и других мест, так как многие верующие были недовольны обновленческим движением, инициированным ОГПУ и лично его сотрудником Е. А. Тучковым. К владыке Льву присоединились 5 общин г. Екатеринбурга, приходы г. Оханска и г. Осы Пермской епархии, г. Шадринска. Архипастырь лично посещал собрания приходов, на которых, по одному из свидетельств, «громил ВЦУ»1, объясняя, что Высшее церковное управление неканонично и подчиняться ему не следует, потому что его «епископы поставлены из белого духовенства»2. Обновленческих священнослужителей он именовал «советским духовенством»3. Его проповеди и речи переписывались и рассылались по разным приходам, к сожалению, они не сохранились. В Нижний Тагил потянулись представители общин, которые имели с владыкой общение, спрашивая, на какой платформе он стоит. Когда епископ уже был арестован, оперуполномоченный ОГПУ Богоявленский писал в донесении: «… около епископа Льва сгруппировались десятки приходов… слава епископа Льва, как старорежимного архиерея, врага всяких новшеств [читай: обновленчества], растет, ширится и укрепляется»4. Владыка Лев данной ему властью рукополагал диаконов и иереев.
В Нижнем Тагиле он начал организацию Союза храмов, стоящих на старой платформе, но не смог пройти утверждение его Устава в исполкоме. 5 мая 1923 года по благословению владыки представители староцерковнических и единоверческих приходов подали заявление в Нижнетагильский уездно-городской исполком о регистрации Религиозно-православно-христианского Союза. В него должны были войти приходы Введенской, Входо-Иерусалимской, Выйско-Никольской, Троицкой и Казанской церквей. Документ подписали одиннадцать человек: Г. Н. Кузнецов, Н. М. Черемных, И. А. Комиссаров, И. В. Смирнов, З. Т. Шляпников, Т. Ф. Потехин, С. С. Опахнин, священники Дмитрий Ляпустин и Павел Воецкий, единоверческие священники Василий Нагаев и Мануил Рукавишников. К заявлению был приложен проект Устава Союза приходов. Основные положения его таковы (всего их 12):
«1) Религиозно-православно-христианский Союз церковных приходов имеет своей целью объединить церковные приходы, стоящие на исповедании своей веры Вселенско-Восточной Православной церкви, в пределах Нижнетагильского уезда, для совместного и более успешного проведения в жизнь евангельских истин и для устроения религиозной жизни во всех ее проявлениях.
2) Вступление в Союз добровольное. Каждый церковный приход, желающий войти в Союз, подает о том в правление Союза заявление.
8) … Союз, исполняя все существующие законоположения Советской Республики, относится к гражданской власти, как к центральной, так и местной, вполне лояльно. Вообще же Союз в своей деятельности аполитичен.
11) … Если по каким-либо причинам Союз принужден будет прекратить свою деятельность, то ликвидация дел Союза принадлежит общему собранию представителей приходов, который избирает для этой цели особую комиссию, каковая производит самую ликвидацию, выполняет все формальности и извещает местную гражданскую власть»5.
Однако в регистрации Религиозно-православно-христианского Союза было отказано6. В эти же дни успешно прошли регистрацию и получили право на существование Нижнетагильское отделение Уральского общества любителей естествознания и Ассоциация инженеров7.
В юридическом поле Союз отсутствовал, но фактически он возник и действовал. Когда уже шло следствие по делу епископа Льва и его сторонников под названием «Автокефалисты», 31 августа 1923 года было отправлено обращение председателю ВЦИК М. И. Калинину, под которым подписались 600 человек, а 14 сентября 1923 года собрание Приходских советов г. Нижнего Тагила: Введенской, Входо-Иерусалимской, Выйско-Никольской, Троице-Александровской церквей – пишет в ГПУ прошение об освобождении заключенных:
«В июне месяце текущего года в Нижнем Тагиле был арестован епископ Лев (Леонид Всеволодович Черепанов), вслед за ним был арестован протоиерей Павел Петрович Воецкий, благочинный Димитрий Васильевич Ляпустин, Василий Нагаев, бывший председатель Приходского совета Владимир Игнатьев, Сидоров и др. Все, как видно, деятели мирной приходской жизни. Следствие велось настолько тайно, что нам не удалось узнать причину ареста».
В письме прямо заявлено, кто может быть инициатором ареста «деятельных и полезных членов… местных религиозных общин»:
«… на наши религиозные общины в Тагиле со стороны Екатеринбургских епархиальных властей идет настоящее гонение, агенты этой власти официально грозят арестами, почислением за штат, обвинением в контрреволюции и тому подобными репрессиями. Арест наших узников совпал как раз с открытым походом на нас Екатеринбургских епархиальных властей. Нам кажется, что это дело начинается не без клеветы и доносов со стороны епархии.
… Арест был произведен по предписанию из Екатеринбурга, без ведома местных властей… Враги наши [читай: обновленцы] радуются нашему безвремению, уже открыто предрешают судьбу их, говоря, что все арестованные наши будут высланы…
Уверенность их простирается до того, что посылают к нам в Тагил заместителей заключенным, вопреки желани[ю] прихожан, насильно водворяя неугодных священнослужителей в приходские общины»8.
На этом историческом документе стоит резолюция Святейшего Патриарха: «Присоединяюсь к ходатайству об освобождении указанных здесь лиц. Патриарх Тихон».
Когда епископ Лев уже будет отбывать ссылку в Средней Азии, его дело продолжит его отец – протоиерей Всеволод Черепанов. 14 июня 1924 года на собрании Приходского совета Введенского храма батюшка сделал доклад о необходимости созыва староцерковнического окружного съезда духовенства и мирян. На съезде предлагалось рассмотреть два вопроса: об избрании исполнительного органа, объединяющего религиозные православные общины, и об епископе. Съезд был запланирован на 14 и 15 июля, и требовалось получить разрешение властей на его проведение. В Нижнетагильском округе в то время было 40 храмов, стоящих на старой платформе. Инициатива Приходского совета не нашла поддержки у местных органов власти: в проведении съезда было отказано по формальной причине – положение о съезде отсутствовало в Уставе общины9.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18284. Л. 69.
2 Там же.
3 ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18284. Л. 174.
4 Там же. Л. 174–175.
5 НТГИА. Ф. 99. Оп. 1. Д. 274. Л. 117–117 об.
6 Там же.
7 Там же. Л. 156, 198.
8 ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18284. Л. 354–354 об.
9 НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 44. Л. 39–41 об., 47–47 об.
Окончание следует
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
(141)