Нижнетагильская епархия: 100 лет. Часть 3. Выборы епископа

Размещено Ноя 30, 2022 в Включить в слайдер, Исторические публикации | Комментарии (0)

Продолжаем цикл публикаций, посвященных событиям церковной истории г. Нижнего Тагила 1922 года. Как был избран епископ Нижнетагильский?

Епископ Лев (Черепанов) с паствой. 1923 г.

«Где нет епископа, там нет Церкви»
(священномученик Игнатий Богоносец)

Часть 1. Как воздух, нужна своя епархия

Часть 2. Несостоявшийся епископ

Часть 3. Выборы епископа

19 декабря 1922 года, в день памяти Святителя Николая, во Введенском храме состоялось экстренное собрание Приходских советов города Нижнего Тагила. Сохранился его протокол1, на основании которого можно судить об этом историческом событии, оказавшем влияние на церковную жизнь Урала.

На собрании присутствовали  43 человека: настоятели пяти храмов города (Введенского, Входо-Иерусалимского, Выйско-Никольского, Свято-Троицкого, Казанского) с представителями Приходских советов. Из города Кушвы на собрание приехал благочинный 3-го церковного округа Верхотурского уезда протоиерей Павел Воецкий. На повестке стоял один-единственный вопрос: выбор епископа в связи с учреждением в Нижнетагильском уезде епископской кафедры.

Председателем собрания был избран доктор Василий Андреевич Ляпустин; присяжный поверенный Михаил Николаевич Ветлугин и отец Павел Петрович Воецкий стали его помощниками; секретарем избрали А. Е. Косарева.

Слово было предоставлено инженеру «Тагиллеса» Владимиру Игнатьевичу Сидорову. Он сделал краткий доклад высокому собранию об учреждении в Нижнем Тагиле уездной епископской кафедры. Его поддержал отец Павел Воецкий: в городе Кушве тоже давно ждали открытия уездной епархии. В. И. Сидоров также доложил о постановлении Поместного Собора 1917–1918 годов об уездных епископах, находящихся в подчинении епархиального архиерея. Действительно, на второй сессии Поместного Собора (2 февраля – 20 апреля 1918 года) были приняты «Определение об устройстве епархиального управления» и Приходской устав, утверждены приходское самоуправление и выборность епископата.

Бывший купец Яков Павлович Всехвальнов внес запрос: «Вправе ли и полномочно ли настоящее собрание выдвигать кандидатуру епископа?» М. Н. Ветлугин объяснил собранию, что с точки зрения юридической собрание законно, так как количество собравшихся представителей целого уездного города правомочно выбирать владыку.

После молитвы Господу Богу рассмотрели несколько кандидатур. Был названы выпускники Духовной академии и члены Патриаршего совета: эконом Архиерейского дома г. Екатеринбурга2 архимандрит Ириней (Шульмин) и благочинный ирбитских храмов протоиерей Александр Анисимов. Потом были внесены имена настоятеля Верхотурского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Ксенофонта (Медведева) и клирика Скорбященского женского монастыря г. Нижнего Тагила иерея Леонида Черепанова.

Голосование проходило тайно: 19 человек проголосовали за отца Леонида, 12 – за архимандрита Ксенофонта; третьим в списке с 9 голосами оказался отец Александр, кандидатуру архимандрита Иринея поддержали 2 человека; один человек воздержался.

Читаем в протоколе: «После результатов голосования председатель с горячей и прочувствованной речью обращается к присутствующим об избранном кандидате и предлагает открыто высказаться и просить его от имени собрания, как получившего закрытой баллотировкой большинство голосов не отказаться…», после чего «собрание единогласно просит Леонида Черепанова не отказать нижнетагильской пастве». Большая ответственность за вверенную паству в условиях церковных нестроений легла на его плечи, ведь епископ – это не администратор, а правопреемник по благодати святых Апостолов в совершении Евхаристии и предстоянии перед престолом за народ Божий. И отец Леонид взял на себя этот крест.

Собрание решило послать избранного для хиротонии в г. Уфу к епископу Андрею (князю Ухтомскому) и викарному епископу Златоустовскому Николаю (Ипатову), которые были ближайшими епископами старого поставления, и «при первой возможности… поставить в известность Высокопреосвященного Григория, испросив на то Его благословения». Организационные вопросы, связанные с хиротонией, решали В. В. Нагаев и В. И. Сидоров: они ездили в Екатеринбург и Уфу3.

8 февраля 1923 года состоялись постриг отца Леонида в монашество с именем Лев и хиротония во епископа Нижнетагильского «согласно Правил Святой Православной Церкви». По благословению находившегося в заключении архиепископа Григория (Яцковского)4 их совершили Преосвященные Иоанн (Поярков) и Петр (Гасилов)5. Владыка, по воспоминаниям единоверческого священника Василия Нагаева, услышал от них наставление на служение: «Ты идешь не розы снимать, а шиповник, и не страшись, хотя бы тебе пришлось пострадать – в том твой крест»6. Нижнетагильская епархия обрела своего законного архипастыря, который, согласно докладам сотрудников ОГПУ, является «врагом всяких новшеств» и слава его «растет, ширится и укрепляется»7.

P.S. Многие участники собрания по выборам епископа Нижнетагильского будут арестованы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18284. Л. 20–21 об.

2 Там же. Л. 119.

3 Там же. Л. 65–65 об., 173.

4 Петр Гасилов. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Петр_(Гасилов) (дата обращения: 17.11.2022).

5 Время подвига: Исторические портреты: архиепископ Макарий (Звездов), епископ Лев (Черепанов), протоиерей Всеволод (Черепанов). Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2017. С. 22.

6 ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18284. Л. 133.

7 Там же. Л. 174.

Продолжение следует

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

(132)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели