30 октября в Скорбященском женском монастыре состоялась лития по погибшим в годы советских репрессий.
На старом монастырском кладбище, несмотря на проливной осенний дождь, с игуменией Марией и сестрами обители молились православные тагильчане: и прихожане монастыря, и слушатели миссионерских и церковно-певческих курсов. Они прочитали около четырех тысяч имен по «Книге памяти репрессированных тагильчан и жителей Тагильского округа» и «Книге памяти заключенных концлагеря № 2», которые были составлены волонтерами в 2020 году. 2898 тагильчан, по данным Государственного архива административных органов Свердловской области, были подвергнуты репрессиям. В этом списке 48 священнослужителей и монашествующих Нижнетагильского церковного округа. Синодик открывает имя епископа Нижнетагильского Льва (Черепанова), принявшего мученическую кончину в 1937 году. Через концлагерь, располагавшийся на территории обители с ноября 1920-го по июль 1922 годов, прошли 919 человек, и 268 из них погибли от холода и голода.
На литии, отслуженной сестринским чином, прозвучали заупокойные прошения обо всех безвинно убиенных, претерпевших изгнания, заключение, страдания, истязания и умерших от истощения, голода и болезней в годы репрессий. По ее окончании матушка Мария сказала:
«Вспомним слова Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (МФ. 18, 20). Будем надеяться, что Господь принял наши слабые молитвы обо всех погибших в годы гонений».
Участниками литии были и потомки репрессированных. Прихожанка монастыря Татьяна Ткаченко рассказала, что два родственника ее бабушки Анны Яковлевны Калининой – Иван и Константин – были убиты за то, что не давали разрушать Александро-Невский храм в селе Шурала:
«К сожалению, я о них ничего не знаю, но всегда поминаю их, защитников православной веры, как и моя бабушка, в своих молитвах».
Матушка Елена Столярова тоже поделилась своей семейной историей:
«В 1930 году из деревни Руш-Рода Марийской АССР в Нижний Тагил была сослана семья моих дедушки и бабушки. Мои предки Иван Евдокимович и Татьяна Ивановна Евдокимовы были просвещенными, образованными людьми. Дедушка 25 лет был денщиком у офицера, имел заводик, смолокурню, нанимал рабочих, но всего лишился, и на Урале вместе с женой прикидывался малограмотным и расписывался в документах, ставя крестик. Сами они прожили долгую жизнь, но потеряли 10 из 15 детей: многие здесь, на поселении в Нижнем Тагиле, от истощения и умерли. Моя мама имела удостоверение реабилитированной».
Действительно, в начале 1930-х годов в Нижний Тагил на строительство нового металлургического завода и «Уралвагонстроя» привозили десятки тысяч раскулаченных крестьян, и реальное количество жертв от непосильного труда, ужасающих условий жизни и болезней не поддается подсчету – их знает Один лишь Милостивый Господь.
В 2023–2024 годах в соответствии с решением Священного Синода от 23-24 сентября 2021 года (журнал № 70) панихида по жертвам политических репрессий совершалась на старом монастырском кладбище архиерейским чином. Сюда в 2023 году попечением директора Православной гимназии В. А. Диденко от Дворца культуры «Юбилейный» был перенесен крест. В память жертв Тагиллага Скорбященский женский монастырь строит храм во имя новомучеников и исповедников Российских в поселке Кирпичный, и это дело памяти могут поддержать жители Нижнего Тагила, внеся посильную лепту на карту Сбера 5336 6901 8859 9957 (Светлана Александровна С.) или опустив пожертвование в соответствующую кружку в лавке монастыря.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
(72)











