12 февраля, в канун Вселенской родительской субботы, в обитель после реставрации вернулось распятие невьянского письма. В Неделю Крестопоклонную мы можем рассказать об этом уникальном по художественным достоинствам и богатству оформления кресте.
Крест – хранитель всея Вселенныя,
Крест – красота Церкве,
Крест – Царей держава,
Крест – верных утверждение,
Крест – Ангелов слава и демонов язва.
(Светилен Кресту)
Прихожане монастыря, безусловно, помнят крест размером 1,23 на 0,84 метра, который в Вознесенском соборе стоял у левой колонны и перед которым молились во время панихиды. Два года назад это распятие невьянского письма (об этом могут судить даже не искушенные в истории иконописи люди) отправился на реставрацию в г. Москву.
Композиция состоит из восьмиконечного креста, который относится к типу запрестольных или выносных, и двух икон с изображением предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова, закрепленных на деревянной резной Голгофе. Подобные кресты устанавливались при освящении храма в алтаре, а также участвовали в крестных ходах вместе с выносными иконами.
На лицевой стороне креста представлено распятие, являющее образ искупительной Крестной смерти Спасителя. Венчают крест два скорбящих Ангела в белых одеждах и благословляющий Господь Саваоф в облаках. На оборотной стороне креста фигура Ангела Хранителя с опущенным мечом и крестом в руках, сверху изображен шестикрылый херувим. Эту часть креста молящиеся в храме (и в Скорбященском, и в Вознесенском) не имели возможность видеть. В нижней части оборотной стороны креста располагается картуш с надписью:
«Написан сей честный и животворя//щий крест Господень в лето 7364 месяца// ноября в 28 день усердием Леонтия Флорова Самойлова […]// единоверческой Казанской церкви».
Если перевести указанную дату от сотворения мира в принятую в Новое время систему летоисчисления, то можно узнать, что крест создан в 1855 году от Рождества Христова.
Художник-реставратор М. Я. Яковлева предположила, что указанной на кресте церковью может являться один из уральских храмов – собор Казанской иконы Божией Матери современного Казанского мужского монастыря в городе Нижнем Тагиле или Казанский храм в селе Быньги Невьянского района Свердловской области.
Ответить на вопрос, для какого храма предназначалось это распятие, можно, обратившись к их истории.
Нижнетагильский храм впервые упоминается в 1829 году, до 1843 году на его месте находилась старообрядческая часовня. В 1843 году, когда часовня стала единоверческой, было принято решение достроить ее до храма, для чего были сооружены колокольня и алтарь. В январе 1847 года храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Он действовал вплоть до 1871 года, когда, согласно дореволюционным описаниям, он был «перенесен на другое место», а вместо него в 1872 году была возведена деревянная церковь, в дальнейшем внутри оштукатуренная, а снаружи покрытая тесом. Она была освящена 6 ноября 1872 года также в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Храм избежал закрытия в 1920–1930-е годы, в 1940-е годы он оставался единственным действующим храмом в Нижнем Тагиле. В 1958 году он получил статус собора, в 1996 году был реорганизован в Архиерейское подворье, а через два года, в 1998 году, по прошению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона был преобразован в Нижнетагильский мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Быньговский храм впервые упоминается в 1795 году как деревянная старообрядческая часовня, в 1847 году она была передана единоверческой церкви. Часовню снесли, в 1852 году на ее месте началось строительство каменного храма, который был освящен в 1871 году во имя Казанской иконы Божией Матери. 6 марта 1873 года в церкви произошел пожар, пострадала кровля. К 1885 году завершились восстановительные работы, здание повторно освятили. Храм были приписан к невьянской церкви до открытия самостоятельного прихода в 1899 году. В 1930-х годах храм был закрыт и разорен. В настоящее время храм действующий, ведутся восстановительные работы.
История храмов, основанных как единоверческие, подсказала реставратору, что крест происходил из Казанского собора в Нижнем Тагиле, так как храм был освящен в 1847 году, а крест написан 8 лет спустя, в 1855 году, к престольному празднику Казанской иконы Божьей Матери. Казанский храм в Быньгах в это время еще строился и был освящен лишь в 1871 году. Возможно, крест был заказан одним из устроителей храма, Леонтием Флоровым Самойловым, как вкладная вещь для украшения недавно освященного храма.
По изысканиям заведующей архивным отделом Скорбященского монастыря В. А. Чемезовой предположение М. Я. Яковлевой весьма убедительно. При изучении ревизских сказок Быньговского завода 1850 и 1858 годов фамилию Самойлов найти не удалось, а в ревизских сказках Выйского завода (именно к нему территориально относился Казанский единоверческий храм) за эти же годы встречается запись о семействе Фрола Саввина (Савинова) Самойловых и Монзина (возраст 55 лет и 62 года соответственно, вторая фамилия указана только в сказке 1858 года). Есть в переписи и другие Самойловы, то есть это бытовавшая в Нижнетагильском заводе фамилия в отличие от Быньговского завода. В записи о Фроле перечислены его жена Мария Ермилова, сыновья Лев, Гурий, Нестор, дочери Стефанида и Мария. Сына Фрола Леонтия в этой сказке нет, и поиск этого человека, сделавшего столь дорогой заказ, – дело будущего. Можно предположить, что он жил уже самостоятельной от семьи жизнью и запись о нем нужно искать в другом сословии или в другом населенном пункте.
Части композиции креста предположительно имеют разновременное происхождение. Вероятно, двусторонний крест с памятной надписью изначально был выполнен как запрестольное выносное храмовое распятие в 1855 году. Иконы же предстоящих Божией Матери и апостола Иоанна Богослова и горка, скорее всего, были добавлены позже либо выполнены в это же время, но другим мастером. В пользу этой версии говорят разный живописный уровень и сохранность икон и креста, а также неподходящее к отверстию в горке круглое сечение его древка, в отличие от подходящего квадратного сечения древка икон. Предположительно из выносного креста решили сделать храмовую композицию распятия сразу после создания или позднее.
Научный сотрудник отдела фондов Нижнетагильского музея-заповедника, искусствовед М. Ю. Казакова, специалист по коллекции икон и прихожанка монастыря, оценила особенности живописи креста:
«Исполнение букв белым цветом и с подобным наклоном встречается в тагильских иконах, но все остальное говорит о невьянском письме. С такими красивыми одеждами у тагильчан мне не приходилось встречаться. Ткань, спадающая волнами, пышные складки на одеянии Ангела выдают стиль барокко, что характерно для невьянской школы. Облачка, на которых стоит Господь, и ангельские крылья типично невьянские, тагильчане так не писали. И малиново-розовый цвет не характерен для тагильских мастеров. А вот хорошо прописанный лик и упрощенные руки говорят о том, что фигуру Спасителя писали два мастера, возможно, мастер и ученик».
То есть заказ был сделан явно в Невьянске, а не в Нижнем Тагиле. Возможно, это в дальнейшем прольет свет на историю жизни раба Божия Леонтия и место его пребывания.
О храмовом бытовании распятия говорят свечные ожоги и многочисленные восковые подтеки. Живопись на иконах сохранилась хуже, чем живопись креста. Потемневший покровный слой сильно искажал авторский живописный замысел. Также была утеряна цельность и устойчивость композиции распятия, все элементы были подвижны относительно друг друга, держались плохо, сама горка была неустойчива и нуждалась в дополнительной опоре.
В процессе реставрации кресту и иконам был возвращен максимально близкий к авторскому замыслу вид. Крест был раскрыт от потемневшего лака, удалена грубая запись, выполнено укрепление грунта и красочного слоя, тонировки в пределах утрат, нанесено защитное покрытие. На иконах предстоящих при восстановлении их красочного слоя использовались приемы реконструкции живописи из-за плохой сохранности авторской, так как композиция реставрировалась для молитвенного поклонения в храме. Была восстановлена конструктивная целостность композиции, выполнены столярно-реставрационные работы. Владимирские столяры изготовили новую горку, на которой устойчиво была закреплена вся композиция.
Художник-реставратор М. Я. Яковлева сделала заключение:
«Высокая технологичность живописных приемов, использование активных пробелов, цветных лаков и изящных надписей, обилие тонкого, очень хорошо отполированного золота (были позолочены не только фон, но и все видимые торцы креста), отражение местных географических особенностей в пейзаже (серо-голубые «невьянские» горки), ставят этот памятник в один ряд с лучшими иконами невьянской школы. Благодаря высокому художественному уровню живописи креста, а также датировке данный предмет имеет большое историко-культурное, художественное, музейное и коллекционное значение».
Библиография
- Свод памятников истории и культуры Свердловской области / ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – Т. 2. – С. 648.
- Бурлакова Н. Н. Забытые храмы Свердловской области. – Екатеринбург: Сократ, 2011. – С. 128–129.
- Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. – С. 647.
- Уральская икона 1998. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.
- Ревизская сказка 1850 года октября 1 дня Пермской губернии Верхотурского уезда Выйского завода господ А.Н. и наследников П.Н. Демидовых о состоящих крепостных заводских служащих и крестьянах // ГАПК Ф. 111 Оп. 1 Д. 2658. Л. 87 об. – 88. – URL: https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/76370#92 (дата обращения 23.03.2025); ГАСО Ф. 179. Оп. 1. Д. 115. Л. 87 об. – 88. – URL: https://metriki.gaso-ural.ru/show/images/1749129 (дата обращения 23.03.2025).
- Ревизская сказка Выйского владельцев Демидовых завода. Верхотурский уезд. 1858 г. // ГАСО Ф. 179. Оп. 1. Д. 196. Л. 152 об. – 154. – URL: https://metriki.gaso-ural.ru/show/images/1362025 (дата обращения 23.03.2025).
- Ройзман Е. В. «О Невьянской иконе замолвите слово». – URL: https://ruvera.ru/articles/o_nevyanskoiy_ikone_zamolvite_slovo (дата обращения 02.02.2025).
Другую публикацию об отреставрированных иконах Скорбященского женского монастыря см. здесь.
(29)