14 февраля состоялась вторая встреча из цикла «Полчаса с…». На вопросы прихожан отвечал иерей Алексий Исмагилов. Публикуем содержание этой встречи в жанре записок.

В этот день Православная Церковь вспоминает мытаря Закхея, который, чтобы увидеть Иисуса Христа, залез на смоковницу и сподобился принимать Спасителя в своем доме. И хотя до первой подготовительной Недели к Великому посту – Недели мытаря и фарисея – еще 7 дней, прихожан Скорбященского монастыря волнует вопрос:

Как подготовиться к Великому посту, чтобы правильно в него войти? С чего начать? Есть понимание, что за период строгого поста надо избавиться от страстей, но как к ним потом не вернуться?

И, конечно, прихожане спрашивали батюшку, какие книги стоит почитать во время подготовительных к Великому посту недель.

Беседу иерея Алексия Исмагилова с прихожанами мы представим в виде записок.

О «батарейке» и решимости сделать первый шаг

Мытарь Закхей, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, чтобы загладить свою вину перед народом, раздал половину своего состояния. Семья от этого его решения была не в восторге: трудно из vip-персон становиться как все, но когда домочадцы услышали, что не только Закхей, но и семья его спасется, жизнь перевернулась. Пришло понимание, что на дно их утягивало богатство, широкая жизнь. Стоит только убрать широкую жизнь (это всех нас тоже касается!), все твои проблемы начнут решаться. Ты не можешь победить грехи, потому что для них у тебя есть батарейка, т. е. они имеют подпитку. Если ее убрать, это большой шаг ко спасению.

Обрести правильное устроение

Помните, Спасителя спросили: «Почему Твои ученики не постятся?» (Мк. 2, 18). Ответ на этот вопрос очевиден: они еще не готовы. Пройдет время, и они приступят к этому святому подвигу, который будет выше подвигов фарисеев, которые задали этот вопрос, искушая Господа. Он раньше времени не налагал поста. Почему? Его ученики не видели смысла в посте. Понимания того, в чем каяться, у них не было. Сначала Иисус Христос дает устроение, понимание того, как Он их спасает, на что им нужно смотреть, а потом они начинают поститься.

Перед тем, как мы начнем телесный пост, надо обрести правильное устроение. Скоро, через неделю, мы начнем на богослужении в храме слышать глубокие песнопения о покаянии. В это время надо больше читать о грехах, о покаянии, обращаться к Псалтири, которая вся пропитана этим духом. Начать надо с чтения.

Пока пищевого поста еще нет, надо убирать развлечения: не смотреть передачи, фильмы, не обращаться к интернету. Информационный поток надо сократить. Святые говорили: дьявол себя особо не показывает, лишь бы человек о Боге не вспоминал. Не обязательно совершать страшные преступления, как Чикатило, можно не каяться – и бесы будут спокойны: мы и так погибнем. Дьявол подсовывает человеку развлечения, всякие дела – в зависимости от того, у кого какая склонность, лишь бы была суета. Собранность в отсутствии пищи и позволяет человеку каяться.

Сначала в жизни Церкви идет Неделя о мытаре и фарисее, потом Неделя о блудном сыне, а за ней Неделя о Страшном суде. Если сразу начинать пост, то первая его половину будет занята отходом от развлечений. Работы над собой не получится.

С корабля на бал?

Первая седмица поста самая строгая. Если следовать Типикону, то в первую седмицу не едят вообще. Это идеал, к которому стоит стремиться, жестко ограничивая, прижимая себя во всем.

В результате становится понятно, что грешить – это тяжело. Для этого нужны силы. Если человек еле ходит, у него темно в глазах – нет сил для того, что разозлиться. Поэтому проще не злиться. Если ты себя в эти рамки поставил, ты не будешь слушать себя: как я жить буду? Тогда и возникнет чувство, что грех оставляет.

«С корабля на бал» попасть не получится. Чтобы в первую седмицу не есть, надо готовить себя заранее. Иначе все навалится (и дела, и обстоятельства): не будет поста.

В первую седмицу важно почувствовать, что такое грех, как он забирает у меня душевные и телесные силы.

Поэтому надо читать о том, как грех действует в человеке. Сначала мысль, потом желание, потом дело… Если ты заранее теоретически освоил, как грех работает, легче будет следить за собой, укрепиться в борьбе со грехом во время поста. В пост поздно укрепляться в мыслях – надо воевать!

На войне как на войне

Ум, как слуга плоти, много доводов приведет, почему нельзя поститься. Начни со следующей недели – говорит он тебе, и весьма убедительно. Ум надо перенастроить еще до поста. Сытость, как дурман, будет мешать нам узнавать себя.

Первая неделя – это война. Надо ее перетерпеть, и сразу станет легче. Чтобы во время поста не слушать оправдания ума, а идти до конца.

Один человек мне рассказывал, как он не ел совсем ничего 20 дней. К концу этого срока он подумал: все, я сейчас умру. Он лег умирать, но проснулся полный сил. Такой пост позволил ему глубоко видеть грехи. Я не призываю всех к голоданию: совсем нет. У каждого своя мера поста. Но лекарство для всех болезней души – одно.

Есть такие грехи, которые невозможно побороть с помощью поста, но хотя бы научиться их видеть. Помоги нам, Господи, их увидеть.

Прочитайте книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «О тайных недугах души». Ее, правда, иногда критикуют за унылый дух. Но она помогает глубоко заглянуть в нашу природу. Отец Лазарь объясняет: мы не видим в «добрых делах» греха, потому что мы сытые, довольные. Когда человека постится, силы для этого довольства нет.  Господь помогает избавиться от греха, который примешивается к добрым делам, скорбями. Если за доброе дело не только «спасибо» не сказали, но и оскорбили, – это помощь Божья, чтобы хоть какая-то польза от доброго дела была, а не одно тщеславие.

Даже чтение проповедей, если человек не постится, вредно: он не в состоянии их понять. Она, самая прекрасная проповедь, скользит по поверхности сознания, не задевая глубин души. А когда человеку плохо, в этом состоянии он начинает удерживать себя.

Пора в библиотеку

Что нужно читать в подготовительные к Великому посту недели?

Начинать надо с Великопостных проповедей, а лучше с житий святых.

Читать надо Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина. Они учат, что покаяние – это не значит, что ты грех взял и разлюбил. Ты его еще долго будешь любить. Падать и вставать придется еще много раз… Хотя бы не давать ему проявляться явно, открыто. А книги помогают.

Есть мнение, что в пост не нужно читать современных православных авторов и даже древних святых отцов, а читать только Святое Евангелие, и все Господь откроет. Как к нему относиться?

Нужно сделать поправку: Евангелие не нужно читать вместе с толкованиями. Сначала утром прочитать главу Евангелия, в течение дня осмыслять, а вечером почитать толкования святых отцов. На один отрывок можно сделать 7 проповедей, и каждая из них может с какой-то новой стороны открывать Евангелие. Сегодня человек может удовлетвориться конкретным смыслом Святой Книги, а через 3 года – увидит совсем иной, символический смысл. Важно состояние!

Нужны и толкования святых отцов, и современных авторов. Здесь как нельзя лучше подходят слова святителя Игнатия:

«Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных. Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей».

Житие святителя Игнатия учит поститься

Житие Игнатия Брянчанинова стоит почитать в ожидании поста. Он, представитель знатного рода, идущего от времен святого князя Димитрия Донского, закончил Инженерное училище – это как Оксфорд сегодня. Блестящее будущее он променял на простую монашескую жизнь. Если Закхей понял, что его беда – его богатство, то Дмитрий, будущий святитель Игнатий, понял, что его утянет в бездну его дворянская гордость. В житии описаны моменты унижения, которые претерпевались им с великим смирением. Чего стоит момент, когда он попал в послушание к своему бывшему крепостному. Самая главная «болячка» врачуется определенными «лекарствами». Это относится и к нам с вами.

Священное Писание открывается всю жизнь

Я, как только вышел из мечети, купил в лавке толкования святого Феофилакта Болгарского. Это было впечатляющее чтение! Через некоторое время я прочитал уже других авторов. Например, вспомните эпизод, когда друзья принесли к Господу расслабленного. Не имея возможности протиснуться через толпу, они взобрались по крышу, разобрали ее и опустили ложе с расслабленным перед Иисусом.

Феофилакт Болгарский толкует это место так: крыша – твой ум. Разбери свой ум, заставь его замолчать, и тогда сердце откроется Богу. А ум только мешает, как крыша мешала больному быть с Господом.

Второй смысл: если к Богу через толпу нельзя пробраться (т. е. через общий путь) – надо искать путь более высокий.

А вначале нужно было просто понять, что по молитве друзей Господь прощает расслабленному его грехи и исцеляет его. Сам человек уже ничего не может сделать, но за него ходатайствуют его близкие.

В жизни так часто бывает: престарелый родственник сам уже ничего не может, а близким кажется, что ему ничего не нужно. В этом случае я всегда привожу этот отрывок из Евангелия. Может, от нас, сильных и здоровых, Господь ждет какого-то движения. Чтобы мы прочитали вместо болящего молитвы, пригласили в дом священника.

Был в моей жизни пример такого почти евангельского события. Меня позвали в поселок Сокол к умирающей бабушке, которая уже ничего не говорила. А до болезни она ходила в Покровский храм. Ее близкие, совсем невоцерковленные люди и в храм не ходящие, подумали по-простому: раз бабушка в храм ходила, надо батюшку позвать. В середине соборования бабушка ожила, а к концу таинства она уже со мною вместе пела. Потом она исповедовалась и причастилась Святых Христовых Таин.

Убежище от демонов и великое утешение

Читая первый раз Псалтирь, человек видит только исторический пласт – царя Давида и то, что с ним происходило. Через некоторое время он увидит, что Псалтирь – это книга о духовной брани. «Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя» (Пс. 3, 2) – все это про меня, а вовсе не про царя Давида. Псалтирь вся духовна, но чтобы прийти к этому пониманию, надо годами ее читать. Как раз Великий пост – время приобщиться к ее глубине.

Беседу записала В. Чемезова

(74)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели