Проповедь на молебне перед началом нового учебного года.
Завтра начинается новый учебный год. Это не только подвиг учащихся, но и их родителей, особенно если учесть систему современного образования. Это, можно сказать, общесемейный подвиг. Дети немного преуспеют в обучении без помощи родителей. Она состоит не в том, чтобы решить конкретную задачку или сделать упражнение, а чтобы оказать моральную, душевную поддержку ребенку на пути к знаниям. Поэтому мы сейчас все вместе молимся: и родители, и дети, и педагоги. Учеба детей — это общий подвиг, это общее испытание.
Нерадивый ученик может подумать: зачем молиться, если и так много всяких дел, связанных со школой? Родитель может думать: пусть ребенок сидит за уроками, а не в праздности проводит время, имея в виду молитву. Не случайно Господь дает нам испытание напряженной учебой. Это тоже духовный подвиг. Как сказал один из подвижников: прежде чем сделать что-то духовное, надо сначала человеческому научиться. Прежде чем усердно помолиться, надо сначала усердно посидеть за уроками. Так вырабатывается добродетель усердия. Прежде чем научиться какой-либо добродетели, надо сначала научиться элементарным правилам приличия. По слову святителя Игнатия Брянчанинова, мирские, светские труд, собранность, дисциплина помогают обрести духовную дисциплину.
Если посмотреть, кто из святых оставил больше всего творений, то мы увидим, что это были люди, получившие хорошее образование: апостол Павел (в Новом завете больше всего его посланий и не случайно он изображается с книгой в руках), святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов (во времена ересей и заблуждений они написали больше всего сочинений). Все они сначала преуспели в мирском знании, учились у многих учителей. И священномученики ХХ века много трудов полагали для своего учения. Именно эта способность усваивать знания, обрабатывать их, выявлять нужное для жизни помогает усваивать и духовное. Конечно, мы не отвергаем путь простецов, которым было достаточно простого знания о Боге. Но широкая образованность помогает читать святых отцов. Для того чтобы прочитать блаженного Феофилакта Болгарского или др. толкователя Священного Писания, разобраться в православном вероучении, например, в творениях Первого Никейского собора, требуется серьезный образовательный навык. Настолько глубоки ереси, настолько они на первый взгляд непонятны, что требуются немалые интеллектуальные усилия, чтобы в них разобраться.
В современной жизни технологии соблазна, погубления, растления душ тоже настолько изощренны, что от взрослого требуется умение их в тонкостях различать, чтобы научить ребенка им не поддаваться. Злая образованность в лабораториях рождает стройные системы нашего уничтожения. Красивые картинки, песенки и др. подчас так продуманно тащат детей в омут греха, что и самим взрослым необходимо учиться разбираться в нюансах, чтобы спасать своих чад. От родителей требуется образование, способность излагать знания, духовное чутье. Поэтому без светского образования нам никуда. В школе мы научаемся искусности. В Первом послании апостола Павла к коринфянам мы читаем: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Действительно, чтобы явились среди вас искусные, опытные, наученные, подаются всякие испытания, ереси, соблазны. В наш век утонченных соблазнов, когда на глазах стираются грани между понятиями «добро» и «зло», «красота» и «безобразие», необходимы рассудительность и ум. Привлекательные, «красивые» оборотни и вампиры, другие героические инфернальные персонажи входят в душу ребенка и живут там, формируя у них искаженное представление о подлинной красоте. Чтобы «разоблачать» эту ложь, нужно умение. Поэтому, смиряясь перед житейскими трудностями, мы учимся духовному. Мы приобретаем опыт.
Мы молимся о том, чтобы процесс учебы у детей протекал успешно, постепенно и параллельно с духовным научением. Здесь без помощи Божией не обойтись. Сколько бы взрослый ни старался внушать доброе своему чаду, если не будет помощи Божией, напрасны будут эти труды. Мы должны постоянно просить: «Господи, научи, вразуми, что и как сказать». Иногда нужно и потерпеть, стараться понять свое душевно уставшее от занятий чадо, учиться сдерживать свои раздражение и гнев при неудачах, видеть потребность ребенка в отдыхе, а при лености проявлять строгость. Нам, взрослым, нужна мудрость, наипаче она нужна ученикам, для которых наступает непростой период в жизни.
Несколько десятилетий назад ученику душевно было легче проходить путь обучения. Он был лишен возможности посещать храм Божий, но не было соблазнов, искушений такой силы, как сегодня. Хочется пожелать учащимся проходить этот путь с упованием на Господа и при Его поддержке. Аминь.
Иерей Алексий Исмагилов. 1.09.2019 г.
(51)