Проповедь в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В этот день Святая Церковь празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины. Для нас этот праздник очень важен, так как в Вознесенском храме присутствует икона с мощами святой, и она молится вместе с нами и ходатайствует о нас пред Богом. Полезно не только молиться ей, но и знать ее житие и ее подвиг ради Господа. Через ее жизнь Бог нам дает урок и указывает стезю, по которой мы должны идти.
Кому как не Марии Магдалине можно было бы возроптать на Бога, впасть в уныние. Ей, родившейся в Магдале, в прекрасной приморской местности в Галилее, которая отличалась от пустынного Иерусалима, центра Израиля, выпало большое испытание. Известно, что природа формирует сознание, характер людей. «Сухой», без эмоций, закон, его буква, отсутствие рассуждений о применении слов Божиих на юге, в пределах Иерусалимских, и противоположность ему – неученость простых, но радушных и открытых Господу рыбаков, среди которых возрастала Мария в мире изобильной, буйной растительности и влажности приморских территорий севера.
Мария Магдалина могла наслаждаться жизнью, так как происходила из богатой семьи. Но огромное горе дано было ей свыше: вселение в нее семи бесов. Когда ученики спрашивали Иисуса Христа об одном недугующем, что с ним: или его родители согрешили, или он сам грешен, то получили ответ: «…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божьи» (Ин. 9, 1–3). Так же и на Марии исполнилось это слово. Не по грехам ее родителей, ни тем более по ее грехам дано было ей это испытание – вселение семи бесов. Многие годы желала она сделать то или иное, но тело ее было во власти злых духов. Долго она жила в этом борении, в этой зависимости. Когда же явился Искупитель, Чудотворец из Назарета, она не равнодушно прошла мимо этой вести, а с радостью обратилась к Нему. Была бы Мария здорова, может, и не посмотрела бы она в сторону Иисуса или, возможно, было бы в ней удивление и восхищение творимыми Им чудесами, но не больше. Не возникла бы в ее душе та горячая вера, которая теперь распространяется и на всех нас. Наоборот, возникла та преданность Спасителю, любовь к Нему, которая сделала Марию Магдалину одной из первых христианок.
Из глубины своей беды она увидела в Христе Того, Кто может ее от нее избавить. Когда она получает исцеление, избавление от семи бесов, тут переворачивается вся ее жизнь. Не манит ее мир, не хочет она вернуться к тому, о чем мечтала многие годы. Она понимает, что Тот, Кто дал ей избавление от ее недуга, даст ей нечто большее – близость к Богу, жизнь вечную. Она становится последовательницей Господа, как в Евангелии говорится, она служила Ему имением своим, как и другие жены-мироносицы – незримые, находящиеся в тени помощницы проповеди Спасителя. Она, как и ученики, видела чудеса, совершенные Иисусом Христом, слышала его учение, и настолько она пропиталась им, что в момент испытаний, когда разбегаются все, кроме Иоанна Богослова, ученики, боясь смерти и преследований, она первая придет ко Гробу после погребения, чтобы отдать последние почести своему Учителю. Она не побоится быть осужденной. Любовь к Господу преодолевает все эти человеческие страхи. Ей первой будет дано знать о Воскресении. Видя отваленный от Гроба камень и лежащие пелены и не найдя тела Господа, она будет горько плакать. Когда Воскресший Господь подойдет к ней в саду Иосифа Аримафейского, она сквозь пелену слез не узнает Его. Не облик, но голос узнает она, тот голос, которым когда-то изгнаны были из нее злейшие бесы. Тогда она обращается к нему словом, точного перевода которого, пожалуй, и нет в русском языке – «раввуни». «Равви» – это учитель, а обращение «раввуни» несет в себе ласку и любовь сына к учителю, которому придавалось высшее значение.
Господь почему-то отстраняет ее от Себя, так как Он не Тот, Который был раньше. Он был, есть и будет Богом, Он имеет беспредельные, абсолютные возможности. Но раньше Он был Человеком, и в этой человеческой природе Он был немощен, нуждался в сне, отдыхе, пище, но сейчас перед Марией Магдалиной он являл свою Божественную природу. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Тем самым ей приоткрывается путь самоотверженной любви и подвига Спасителя. И прикоснуться к Божественной природе оказывается для нее невозможным.
В течение 40 дней являлся Господь ученикам, чтобы разъяснять им тайны Божии: в чем их спасение и как нужно жить, и, я уверен, являлся Он и Марии Магдалине. После этого пойдет она на проповедь, понесет подвиг, подобный апостольскому. Она принесет благую весть самому императору Тиберию. Она, будучи родом из высших слоев еврейского общества, но растратившая свое имение ради Господа, не может принести царю никаких богатых даров, ничего, кроме простого яйца, которое станет высшим даром, так как останется в истории символом Воскресения Христова. О горах золота мы бы сейчас даже не вспомнили, а вот белое яйцо, мгновенно ставшее красным, знают все христиане.
На примере жития святой равноапостольной Марии Магдалины еще раз Господь показывает нам, что не все происходящее в жизни может быть нам понятно и открыто, как, например, причина вселения в нее семи бесов. У всего происходящего есть сокровенный смысл, который откроется только в опыте самой жизни, в опыте веры. Самое малое в свете вечности может быть ценнее внешне великого и значимого, а потеря оборачивается великим приобретением. Обычное оказывается великим в глазах Господа и в деле нашего спасения. Аминь.
Иерей Алексий Исмагилов. 04.08.2019 г.
(85)