15 марта в обители состоялась Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином.
Преосвященному Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили скитоначальник Введенского Свято-Симеоновского мужского скита села Сербишино иеромонах Евфимий (Репьев), секретарь Управляющего Нижнетагильской епархией иерей Григорий Елохин, священнослужители монастыря иерей Евгений Самойлов и иерей Алексий Исмагилов.
По окончании Литургии Преждеосвященных Даров Преосвященный Евгений обратился к верующим со словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы поставили некую точку в суровом начале Великого поста. Первая его седмица, которая началась в Прощеное воскресение, строгая, насыщенная богослужениями, чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, помогающего человеку положить доброе начало, завершилась. Сегодня мы пели торжественный гимн: «Бог Господь, и явися нам». Это знак, что богослужения сегодняшнего вечера и завтрашнего дня будут носить характер не столько постный, сколько торжественный, праздничный. Так Церковь о нас заботится. То дает нам возможность сурово попоститься, одеть черные одежды в знак того, что нужно трудиться, прилагать усилия ради Господа, то дает послабление: и цвет одежд, и строй богослужения меняются, чтобы по прошествии субботы и воскресения открылась для нас возможность подвига, возможность делать то, что в обычное время нашей жизни нам делать некогда. Можно совершать поклоны, можно читать священные страницы Библии, читать внимательно Иисусову молитву так, как не получается в обычные дни. Каждому что-то принесет большую пользу. Главное — чтобы мы делали, чтобы этот труд совершался. Тогда пост пройдет не зря, не мимо нас.
Сегодня по старому стилю 2 марта. Эта дата должна врезаться в ум, в сердце каждого русского человека, живущего в нашей стране. В этот день было совершено ужасное преступление, переворот в истории нашего Отечества, когда беззаконные люди, предатели, клятвопреступники отрешили от власти подлым заговором Государя Императора Николая Александровича, нашего Царя-страстотерпца, Царя-мученика. Много упреков, лжи вылилось за это столетие на это светлое имя. И даже люди, почитающие монархию и признающие деяния, которые за время царствования совершил Император, ставят ему в упрек: хороший царь, благочестивый, верующий — как он мог отречься, как он мог взять и предать свой народ, свою страну?! Потом было столько страданий, столько крови! Да стоило ему только сказать, и его личная охрана, казаки изрубили бы в лапшу этих генералов-предателей. Его личный конвой расшвырял бы всех этих революционеров, пришедших в поезд на станции Дно. И все было бы по-прежнему. Но нет. Как сказал один из цареубийц, участник событий в Ипатьевском доме и на Ганиной Яме, люди никогда не узнают о совершенном преступлении.
Еще упрекают Государя в том, что он написал отречение от престола. А то, что уже накануне, 1 марта, напечатаны петербургские и лондонские газеты с известием об отречении Николая II и был опубликован его текст, мало кому известно. Но не договорились эти изменники между собой: в какой день «совершить отречение» и в какой день опубликовать известие. Тогда не было интернета и соцсетей и не так быстро расходилась информация. Газету надо было хотя бы двое суток готовить. Стали они готовить тираж заранее совершившегося на станции Дно злодеяния. О каком отречении от власти может идти речь, если надо говорить — ОТРЕШЕНИЕ от власти. Обманули, изолировали, поставили перед фактом. Никакой связи у Государя не было, никаких команд он отдать не мог. Никакого выбора ему преступники не оставили.
Николай II принял это как данность от Бога, против которой можно бунтовать и сопротивляться, а верующий человек может принять ее. В этом он уподобился Господу. Христос, молившийся в Гефсимании: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» — по-человечески не хотел мучиться, но как Богочеловек, послушный Своему Отцу, смиренно шел на страдания на Крест. Его тоже можно упрекать: столько крови христиан-мучеников пролилось после Распятия! Если бы Он отказался от начертанного, сел бы, как Царь, на престоле, сколько преобразований добрых Он бы сделал. Но спасение человечества было не в этом. И польза России была не в том, чтобы Николай II всеми своими силами строил интриги, отстаивая власть. Царь принял волю Божию о себе. Этого Господь желал от Государя, Он принял от него эту жертву. Поэтому сегодня не день скорби, а день праздника. Матерь Божия приняла эту жертву. В этот же день, когда были отняты от Государя рычаги и символы власти, явилась Державная икона Пресвятой Богородицы со скипетром и державой в руках, приняв от Государя власть над Россией.
Сейчас идет первая неделя Великого поста. Она особенная. Бывает Пасха ранняя, и пост начинается тоже рано — еще в феврале. Случается такое, что в первая седмицу Великого поста выпадает двунадесятый праздник Сретения Господня. Как Церковь поступает? Она переносит празднование на ближайшее воскресение, чтобы не прервать драгоценного для нас времени Великого поста. И праздник Державной иконы тоже переносится на завтра. Сегодня же, размышляя об этом, примем всю меру смирения перед Богом нашего Государя. Мы часто просим: «Господи, открой нам Свою волю». А если Он нам ее откроем, сможем ли мы ее принять? Мы часто говорим: «Господи, почему Ты не исполняешь наших молитв, наших прошений, не отвечаешь на наши вопросы?» Он желает нам дать полезное, но мы чаще всего не готовы его принять. Нет у нас смирения. Мы многократно читаем в Покаянном каноне святого Андрея Критского: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Если бы эти прошения исполнились, мы бы стали не менее святыми, чем Феодор Тирон, чем Государь Император Николай II, чем другие угодники Божии, которых мы почитаем. Этого не происходит. Почему? Просить-то мы просим, но Господь нам не дает, так как если получим, то это как дырявым ведром набирать и носить воду. Вода есть, а ведро дырявое… Такова наша душа. Господь нам дает благодать, иногда обильно, иногда сдержанно, но она проходит мимо нас. Мы не можем ее удержать из-за нашего непослушания, нашего несмирения. Но Господь не оставляет нас, так же как не оставил Церковь в тех событиях, о которых мы сегодня вспоминаем».
Владыка напомнил верующим о чуде, совершенном Феодором Тироном во времена Императора Юлиана Отступника (361—363), который, желая оскорбить верующих (христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (кутью).
Преосвященный владыка Евгений завершил проповедь словами о том, что «вкушая сладкие плоды с пшеницей, будем размышлять о том, что Господь нам не дает горького перца тазиками, а дает сладкие плоды, утешая нас, поддерживая нас, показывая нам, что ПОСТ — ЭТО СЛАДОСТЬ ДЛЯ СЕРДЦА ХРИСТИАНИНА».
(83)