Путеводители в Царствие Небесное

Размещено Фев 12, 2019 в Включить в слайдер, Проповеди | Комментарии (0)

12 февраля Православная Церковь чтит память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В ночь с 11 на 12 февраля в монастыре состоялись Всенощное бдение и Божественная Литургия архиерейским чином.

Преосвященному Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили скитоначальник Введенского Свято-Симеоновского мужского скита села Сербишино иеромонах Евфимий (Репьев), секретарь Управляющего Нижнетагильской епархией иерей Григорий Елохин, священнослужители монастыря иерей Евгений Самойлов и иерей Алексий Исмагилов.

По запричастном стихе проповедь произнес клирик обители иерей Алексий Исмагилов. Он напомнил молящимся о тех условиях, в которых состоялся подвиг трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В IV веке уже нет прямых гонений на христиан, Церковь укрепляется и поддерживается государством, правителями. Угроза Церкви Христовой со стороны дьявола состояла в ересях, в неправом мудровании. Когда кто-то пытается одного из трех святителей, боровшихся с ересями, возвысить над другими двумя, подчеркивая его особые заслуги перед Господом, это оказывается страшным заблуждением. Каждый из этих служителей Церкви исповедовал Единого Бога и Сына Божьего – Слово.

По окончании Божественной Литургии Преосвященный Евгений обратился к верующим со словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня для нас большая Божья милость. И каждый из нас постарался принести Богу посильную жертву: и время своей жизни, и время ночное, которое обычно протекает в спокойствии и тишине, посвятить Господу. Святые угодники Божии опытно знают, что плохо и что, наоборот, сильно помогает в жизни для спасения, а что слабо помогает, а что вообще мешает. Если человек ночью, в тишине возносит свои молитвы в искренности, простоте, в правде, в покаянии, они доходят до престола Божия. Такие молитвы угодны Богу. Они проявление нашей любви к Нему.

Когда совершается память трех святителей, кто-то обращает внимание на то, что каждый день в Церкви поминаются их имена: мы совершаем службу или святителя Иоанна Златоуста, или Василия Великого, и молитвы утреннего и вечернего правила и правила перед причастием тоже сложились в сердце этих святых угодников.

Не все было просто и гладко в те времена, когда они подвизались. Мы иногда говорим: раньше было проще спасаться! Все были верующие. Это не так. В те времена, когда будущие святители жили, были, конечно, верующие, но во что верующие? В головах была такая каша, такой винегрет вер, что определиться, какая вера спасительная, какая губительная – было очень непросто.

Отдельно надо сказать о Василии Великом и Григории Богослове. С одной стороны, они родились и воспитывались в христианской среде, но обучались они в среде не христианской. Они изучали науки классической школы. Курс философии IV века – это изучение учений Аристотеля, Сократа, Декарта, Диогена и прочих очень интересных людей. Это все были язычники. Жили они, во-первых, до пришествия Христова, во-вторых, вне богоизбранного народа. Они были одарены Богом, искали истину. В суете человеческого разума нашли они не все. Записали, запомнили, научили этому детей.

В таком училище, как бы мы сегодня сказали, в классе учились и будущий святитель Василий, и будущий святитель Григорий, и вместе с ними за партой сидел еще один юноша – будущий император. То, что было заложено в семье, то, что было вымолено родителями, дало свой росток. Слушая, изучая мудрейшие слова, постигая высоту человеческого сознания, преломляли их будущие святые мужи через христианское научение, которое получили в семье. Результатом такого учения стало то, что мудрость, самым тщательным образом изученная, была положена к стопам Христовым. Святитель Василий принял крещение, потом монашеский постриг. И сложил высоту христианского сознания на основании языческой мудрости, которой жил тогдашний мир. Его одноклассник не был укоренен в благочестии и поэтому отступил от христианской веры. Есть переписка императора с Василием Великим, в которой он старается уколоть, ущипнуть святителя, желая защитить свое языческое мудрование. Он погиб совершенно никчемной смертью, и жизнь его стала, несмотря на блеск и великолепие его дворца, свидетельством о пустоте. Если пусто в сердце, если нет Бога и в голове, жизнь будет суетной, каким бы олигархом ты ни был.

Василий и Григорий подвизались в монашеском подвиге, приняли священный сан. Они даровали нам очень много. Чтобы понять, какие правила христианской жизни (жизни монашеской, традиции богослужения и др.) составил святитель Василий, уместным будет сравнение с правилами дорожного движения. Что такое составить правила?

Когда мы со службы пойдем, каждому придется перейти через дорогу, где движение, машины ездят туда-сюда. Представить даже страшно, если бы правила дорожного движения забыли и ГБДД, и судьи с прокурорами, и водители, и простые пешеходы. Но идти и ехать все хотят. Будет смерть вокруг нас, будут люди гибнуть. Хаос, отсутствие принципов движения, договоренности приведут к страшным последствиям. Нет смысла в том, почему водители едут или стоят, обгоняют другие машины, пешеходы идут или стоят. Мы часто сетуем на придуманные правила, но они упорядочивают движение на дороге. Так и правила христианские приводят в гармонию нашу жизнь. Правила дорожного движение не идут ни в какое сравнение с теми духовными правилами, которые составил святитель Василий Великий. Их невозможно написать ни одному гениальному человеку.

Как в правилах дорожного движения сосредоточено много знаний из разных областей (механика, физика, оптика, социология), и этому люди долго учатся, так и духовные правила учат нас идти по дорогам жизни, чтобы войти в Небесное Царство, взойти к Небесному Отцу. Не нарушить, не погибнуть, не сбиться с дороги, не уйти в дебри и в них заплутать. Когда читаешь эти, с одной стороны, простые слова, а с другой – исполненные не человеческой, а Божественной премудрости, которые вложил Господь в сердце святителя Василия и Григория Богослова, данные людям, народу Божьему, то начинаешь понимать, почему их назвали Вселенскими учителями и великими святителями. Сначала сами поучились всей премудрости человеческой (и языческой, и христианской), по милости Божией смогли отделить пустое от настоящего и выбрали настоящее, которое не противоречило высшей человеческой мудрости, которое освятило ее и наполнило ее смыслом, а потом сумели это изложить так, что поколения, живущие после них, поняли и уразумели, как в храм ходить, как перекреститься, как водичку освятить, как ребенка покрестить, чтобы злые духи к нему не подступали, как совершить службу Божию, чтобы не хлеб и вино принимать, а Тело и Кровь Христову, как заповеди соблюдать, как пост проходить, как монаху подобает жить, а как жить мирянину. Для нас сейчас это понятные и даже простые вещи. А святители, жившие до нас, вымолили у Господа это знание. Другие люди сохранили и передали его нам.

Три столпа утверждения веры сегодня перед нами предстоят, их слова произносим, по их правилам и понятиям живем. Хотелось бы, чтобы по их молитвам мы уразумели эту премудрость, эту святость, эту жажду. Когда будем выходить на распутия нашей жизни, где не машины нас могут сбить, а духи злобы поднебесной охотятся за нами, будем молиться их словами, чтобы сохранились мы от всякого разложения, всякой порчи, чтобы не сошли с дороги праведной. Пусть их молитвами Господь вразумит, научит и спасет нас».

Фоторепортаж В. Чемезовой

(49)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели