Просить прозрения

Размещено Фев 5, 2019 в Включить в слайдер, Проповеди | Комментарии (0)

Проповедь в Неделю 36-ю по Пятидесятнице — об иерихонском слепце.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Много образов дал нам Господь в Евангелии. И каждый из них имеет какую-то особенность, еще с какой-то стороны раскрывает нам путь в Царствие Небесное, предлагает еще какой-то подвиг ради Господа.

В сегодняшнем евангельском чтении видим мы еще один сильный образ. Это иерихонский слепец. Мы не знаем, слеп ли он был с рождения или приобрел слепоту в процессе жизни, но сейчас он немощный, он мало что в жизни может. В то время, когда не было пенсий и социальных пособий, он мог просить только подаяния. Только от милости людей зависела его жизнь. Наверняка многие даже не замечали его или бросали ему монетку, чтобы он мог купить себе лепешку, и тут же о нем забывали. Среди людей или, как бы мы сейчас сказали, в социуме он ничего не значит. Люди, видя внешнее, могли думать: что же слепец из себя может представлять? Он — пустое место.

Из Евангелия мы знаем, что если Господь отнимает у человека какой-то орган чувств, например, зрение, Он обостряет другие чувства: слух, обоняние, тактильные ощущение или что-то другое. В данном случае у слепца был обострен слух. В какой-то момент дано ему было понять, что сейчас рядом с ним не просто скопление праздных людей и не просто гул толпы, а происходит что-то важное, касаемое и его жизни тоже. При отсутствии внешней жизни у слепца обострилось другое – внутреннее. Этот слепец не в уныние впал, не в огорчении пребывал от того, что нет внешнего наполнения жизни. Он развил в себе внутреннее зрение, когда общение с Богом стало преобладать в его жизни. Когда он узнал, что идет Иисус Назарянин Чудотворец, ему было открыто больше, чем всем остальным, кто мог видеть Господа своими очами, и кому, казалось бы, было все открыто. Слепец, обдумывая происходящее вокруг него, сразу понял, что Тот, Кто сейчас идет, есть Истина. Он оказался самым зрячим из всех присутствующих рядом с Иисусом. Он прозрел, что идет не просто Пророк, а Мессия.

Он стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Что означали слова «сын Давидов»? Все евреи знали пророчество, что Мессия придет из рода Давидова. Царей именовали сыновьями Давида, подчеркивая их высокий земной титул. Обращаясь к пророку из Назарета этими словами, слепец видит в Нем именно Спасителя – Сына Божия.

Люди зрячие кричат слепому человеку: «Замолчи!» Две причины двигали ими. Одни считали слепца недостойным милости, внимания Иисуса или же не предполагали, что Назарянин способен исцелить такую слепоту. Другие, видимо, являлись еще большими слепцами, не понимая происходящего здесь, и попросту боялись именовать Иисуса царским титулом. Это могли быть люди из фарисеев, саддукеев, законников, которых Господь публично обличал. Кипело их внутреннее чувство от такого нарицания Иисуса. Чем больше они пытались утихомирить слепца, тем больше он хотел прикоснуться к Господу. Он понимал, что сейчас ему может быть даровано не только зрение, а нечто большее – жизнь вечная. Он кричит изо всех сил, и Господь подходит к нему и не испытывает его веру, как это было в других случаях, описанных в Евангелии (вспомните Иаира и др. людей, которых Иисус спрашивал: «Веруешь ли ты, что Я есть Сын Божий?»). В истории со слепцом вера была явлена и так. «Что ты хочешь?» – спрашивает Господь слепого человека. Всеведущий Бог знает все нужды и потребности человека, однако Он хочет услышать от самого человека: да прозрю. «Прозри, вера твоя спасла тебя», – эти слова Господа не столько о даровании телесного зрения, сколько о даровании внутреннего понимания смысла жизни.

И слепец не идет по своим делам в мир, чтобы жить всей полнотой земной жизни, как это сделали девять из десяти прокаженных мужей, забывших поблагодарить Господа. Нет, он пошел за Спасителем совершенно, безусловно – за время телесной слепоты внешний мир стал ему совершенно неинтересен и чужд. Он узнал, для чего дана была ему эта временная слепота, – чтобы встретиться с Главным в своей жизни: узреть Господа. Возможно, был он с Господом и при Кресте, но об этом Евангелие уже умалчивает.

Этот пример побуждает нас просить у Господа духовного прозрения, чтобы не стать нам подобным тем, кто кричал слепцу: «Замолчи!» Аминь.

Иерей Алексий Исмагилов. 3.02.2019 г.

(89)

Объявление

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[FTVI]
Перейти к верхней панели