Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице – святых праотец.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Некоторые люди могут вспомнить свое детство и бабушку, которая иной раз грозила пальцем и говорила:
«Слушай, неслух, придет время, и Боженька тебя накажет».
И с тех пор в нашей душе живет твердая уверенность, что, возможно, в жизнь райскую, вечную нас и не пустят.
Действительно, когда нам дается возможность жить по-христиански, мы ею не пользуемся. Господь нас приглашает к Себе, как в сегодняшнем евангельском чтении (Лк.14, 16-24 – зачало 76) были приглашены на царский пир, Господнюю вечерю многие самые близкие, дорогие Ему люди. Думалось, что эти званые, достойные люди войдут в радость Господа своего.
Подчас наше неразумное размышление о вечной жизни переворачивает все с ног на голову.
Господь нас приглашает, а мы отказываемся. Нас призывают в рай – а мы сопротивляемся. Бог каждому из нас посылает приглашение, чтобы мы могли Его почтить со всеми почестями, а мы это приглашение игнорируем, так как нам не до Него.
Многие христиане уверенно говорят, что они верующие. Так же уверенно объясняют:
«Когда же нам ходить в церковь? У нас столько забот: работа и семья».
Мы не можем отказаться от своих житейских хлопот. Сегодня даже такое слово появилось в языке – «трудоголик». Для таких людей труд составляет цель и смысл жизни.
Дети часто слышат от мамы такие слова, когда папа приходит с работы поздно:
«Не беспокойте отца. Он много работает, обеспечивая нас».
Или слышим такое: маме некогда заниматься детьми, потому что она начальница, и она может нанять для детей няню.
Как же молиться, когда в голове сплошные чертежи?
Некоторым людям рано приходится вставать, ехать на машине на работу и возвращаться домой почти ночью, чтобы не стоять в пробках.
Конечно, у таких людей никогда не будет времени, чтобы прислушаться к зову Божиему.
Вечером мы, откладывая момент приступить к молитве, все-таки открываем Евангелие, берем в руки молитвослов и пытаемся сосредоточиться на словах, которые наполнены благодатью Святаго Духа. Но и здесь шум и сутолока мира сего грешного мешают нам сосредоточиться на вечных словах. Даже немного побыть наедине с Богом – большая проблема для современного человека. Поэтому барабаним привычный текст молитвословий, ничего не чувствуя, а подчас думая не о Боге, а о чем угодно, после чего погружаемся в сон, чтобы наутро начать свою жизненную суету сначала. Даже наши сны – это фантастические мечтания о несбыточном в жизни.
Из сегодняшнего евангельского чтения мы узнали, кого же Господь собрал вокруг Себя. Это обитатели улиц, дворов, дорог. Увечные, слепые, хромые, страждущие многими болезнями заполнили праздничную залу, потому что им, бедолагам, некуда больше деться. Их искалеченные грехами души, как никакие другие, больше всех знают о том, что только Господь их спасет и сохранит.
Притча о званом пире за две седмицы готовит нас к празднику Рождества Христова. Эти дни мы размениваем на елки, подарки, корпоративные вечеринки и даже престижные поездки за рубеж. Куда нам ехать? Развлекаться? Со 2 января наступает время строгого поста, во время которого мы должны подготовить себя ко встрече с Богомладенцем. Когда мы вернемся к празднику домой и захотим причаститься в Рождественскую ночь, мы скажем священнику: «Пустите нас ко Христу». А батюшка, как водится, скажет: «Прощаю и разрешаю», ведь он не сторож при таинстве.
Пусть каждый сам честно ответит себе на вопрос: возможно ли было отказаться от новогодних развлечений? Ответ может быть таким: мы не хотим быть белыми воронами, нам не хватаем воли и мужества отказаться от бесплатного угощения и приятного времяпрепровождения.
Дорогие братья и сестры, давайте достойно готовиться к встрече с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве исповеди и Святого Причащения, чтобы оказаться не только в числе званых на вечерю, но и избранных.
Иерей Евгений Самойлов. 30.12.2018 г.
(55)