Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице — о десяти прокаженных.
Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь.
Бог хочет даровать тебе большее благо, через твое постоянство в молитве
(Свт. Иоанн Златоуст)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Когда мы делаем какое-то благодеяние другому человеку, не само по себе оно является целью. Не сам факт помощи одного человека другому должен быть ценным. Цель всегда выше. Если отец помогает своему ребенку что-то сделать, он надеется, что чадо сначала поблагодарит, а впоследствии само научится помогать родителю и другим людям, исполнится чувств и протянет к отцу руки на его просьбу. Когда мать делает что-то для своего ребенка, она надеется увидеть в нем ответное доброе чувство. Не только такие близкие отношения, но и всякие другие отношения происходят ради этой высокой цели – подразумевают благодарность и, как ответ, дальнейшее развитие отношений. Даже корыстный человек, ищущий свою выгоду, оказывает другому благодеяние – для ответа.
И Бог, Который есть Сама Бескорыстная, Жертвенная Любовь, создавал нас не для того, чтобы мы автономно, отдельно от Него существовали. Нет, Он нас создавал для соединения с Ним. Высоко наше назначение. Поэтому Господь в течение тысячелетий готовил нас к Своему пришествию. Зачем эта череда поколений, событий, потрясений, пока Богочеловек явился в мир? Для того, чтобы узнало человечество, что оно нуждается в Спасителе, чтобы поняли люди, что Господь не где-то там, наверху, недосягаемый, а Он рядом, и мы должны приблизиться к Нему по своему собственному произволению.
Все, что создает Господь, имеет высокую цель – наше приближение к Нему. Если Бог дает нам какую-то нужду, то не для того, чтобы мы страдали или даже самоуничтожились. Он подает помощь, но после нашего прошения, после того, как осознал человек, что он сам не в силах что-то сделать, что-то изменить в своей жизни. Подчас после долгих молений получает он свое. Но и на этом не должно закончиться наше общение в Богом. Оно должно продолжиться, но уже в благодарности. Только в благодарении человек научается тому, ради чего Господь посылал ему нужду и ради чего он ее удовлетворил: ради большего общения с Ним.
Только в этом случае: не получая сразу просимое – человек будет молиться Богу всегда: в нужде ли, в радости ли. Состояние близости к Богу у него не пропадет только в том случае, если после получения благодеяния он не оставит молитву, а будет дальше благодарить Бога, будет обращаться к Нему с молитвой.
Что же часто происходит? Человек выбирает не то, что хочет от него Бог, а совсем противоположное. Когда-то Адаму и Еве была дана свобода, но использовали они ее не для того, чтобы укрепиться в вере в Бога, в послушании Ему, а чтобы отпасть от своего Творца. Часто люди, получив просимое, отходят с этим даром, забывают о молитве – связь с Богом прекращается. То, ради чего посылалась нужда, не исполняется.
В сегодняшней притче мы читаем о том, как десять прокаженных мужей получили от Господа помощь. И как получили? Господь их не сразу исцелил, а потом отправил в город, он их еще больных отправил со словами: «Покажитесь священнику». И они не сказали ему: «Что нам показывать? Мы еще не чисты». Они поверили и с этой верой отошли от Иисуса Христа. И пока шли в город – очистились. Получив исцеление, они, казалось бы, должны продолжить этот подвиг веры – вернуться к Богу с благодарностью. Но девять из десяти бегут по своим делам, бегут в жизнь, которую они, казалось бы, уже никогда не получат, к родным, к тем событиям жизни, которые они и не надеялись обрести, к радости полноты жизни. Только один из десяти, да и то не из богоизбранного народа, а из самарян, вернулся поблагодарить Господа. Он, полуязычник, имеет понимание, что с ним сотворилось нечто удивительное, и не просто так было оно подано. Что же он слышит на слова благодарности Богу? «Вера твоя спасла тебя!» – говорит ему Христос и тем самым утверждает: не только в здоровье, в телесной чистоте дело, а по своей способности снова прийти к Богу человек получил спасение. Теперь он всегда будет помнить о Господе: и в радости, и в горести.
Если посмотреть на современный мир, то найдется ли хоть один из десяти, благодарящих Бога за Его благодеяния? Даже от верующих людей можно услышать: вот я молюсь, но ничего не получаю. И не задумывается человек, что, может быть, потому и держит его Господь в этой нужде, что молится он только в этом состоянии. А как только он получит свое, он оставит свою ревность о Господе и, может, даже отвернется от Него. Блага земные он получит, а сердечная молитва пропадет. Внешне он может оставаться христианином, регулярно ходить в храм Божий, но внутри связь с Господом прерывается. В этом и объяснение по вопросу: почему не все наши просьбы находят ответ у Бога? В нужде, в трудностях человек должен изголодаться по Богу, чтобы переродиться, и тогда, получив благодеяние, всем сердцем прилепится к Нему, только уже в другой молитве – в благодарственной. Человек, умеющий благодарить, оказывается способен воспринять и многие другие дары от Господа – теперь они будут ему на пользу. Аминь.
Иерей Алексий Исмагилов. 23.12.2018 г.
(31)