Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице — о богатом юноше.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Какие-то притчи, которые говорил Господь, вызывают нашу резкую реакцию и непонимание. Другие, наоборот, кажутся простыми и, на первый взгляд, понятными. Такова, например, притча о богатом юноше – евангельское повествование о встрече Иисуса с богатым юношей, записанное в трёх разных Евангелиях: от Матфея (19 глава), от Марка (10 глава), от Луки (18 глава). Притча может видеться к нашей жизни не относящейся: нам до богатства далеко. Когда мы читаем, что юноша отошел от Христа огорченный, нам может показаться, что это исключительно проблема этого человека, до нас не касаемая.
Но если вслушаться, что говорит Господь после этого, и узнать, что ученики ужаснулись после слов Спасителя, то окажется, что эта история про нас с вами. Нам нужно глубоко подумать, что заставило богатого юношу отойти с печалью от Спасителя. Он был благочестив и не просто так сказал Господу, что он сохранил все то, что требует Закон, до юности. Он выполнял ветхозаветные заповеди. По меркам еврейского народа он был благочестив: он чтил отца и мать, не совершал тяжелых грехов и довольно близко был к Богу. О чем печалиться? Господь говорит ему не о том, что он должен что-то делать сверх Закона, а о том, что он недоделал, т. е. требует от него подвига.
Иногда говорят, что раздать имение – это для тех, кто хочет совершенства, а меня, обычного христианина, нижний этаж Царствия Небесного вполне устроит. Соблюдения заповедей юношей недостаточно для спасения. Оказывается, что исполнение заповедей – это еще не весь путь. Ветхозаветный закон еще не давал Царствия Небесного. Это похоже на следующее: сравнить Конституцию – гражданский закон и заповеди Божии. Их нельзя противопоставлять. Закон гражданский не нарушает заповедей, но и не дает Царствия Небесного. Только следование Конституции не может приблизить нас к духовности, оно просто упорядочивает жизнь общества, но не более того. К Богу через него не прийти, для этого нужны заповеди, нужен духовный подвиг человека. Так и Закон Моисеев не давал человеку войти в Царствие Небесное, он лишь ограничивал человека в его действиях, чтобы не творить тяжких грехов.
Те же, кто старался максимально исполнить закон, пришли к пониманию того, что говорил Господь. Чтобы не убить, надо научиться подставлять щеку для удара. Если начинаешь сражаться за какие-то земные вещи, то это может довести до настоящего убийства. Чтобы не украсть, надо научиться не смотреть с завистью на чужое и не желать ничего тебе не принадлежащего. Надо извлечь эту занозу из сердца. Какую заповедь Божию ни возьми для рассмотрения, обязательно дойдешь до новозаветного ее понимания. Когда Господь пришел с проповедью заповедей блаженства, многие люди с радостью откликнулись на них, так как чувствовали их необходимость и ощущали в сердце неполноту ветхозаветных заповедей. Многие из людей, следовавших за Иисусом Христом, с радостью раздавали имущество, всем сердцем откликаясь на его призыв, так как понимали, что таким образом приближается спасение души.
История юноши поучительна. Сохранить заповеди уже было немалым делом для него. Если бы они были в его жизни нарушены, он бы к Господу даже и не подошел со своим вопросом. Его душа была сохранена для более высокого подвига. Но он отходит от Спасителя с печалью, не желая расставаться со своим богатством. И дело не в самой ценности богатства, а в тех возможностях, которые оно дает: свободу, власть над людьми, независимость от них – об этом мы часто слышим в проповедях Святейшего Патриарха Кирилла. Именно это юноша не хочет потерять. В этом его страсти и действуют. Внешне соблюдая закон, он внутренне работает страстям, а это и приведет его душу к погибели и лишит Царствия Небесного. Когда Господь обращается к самой сердцевине его души, юноша отходит с печалью. Дальше бороться со страстями он не готов.
Тогда Иисус Христос обращается к ученикам и ко всем предстоящим со словом о том, что невозможно богатому войти в Царствие Небесное, так как оно, богатство, поддерживает на уровне его страсти, через него они действуют. Оно питает самолюбие, амбиции человека. Ты можешь делать добрые дела, творишь милостыню, но какова их мотивация – каждый должен честно спросить самого себя. И люди тебя уважают за твою «доброту», и сам можешь поверить, что ты добродетелен. Как это увидеть? Только лишь лишившись этой подпорки, т. е. остаться ни с чем.
Это был урок и для апостолов. Многие из них поначалу шли за Христом в надежде, что Он станет Царем, и, временно лишившись земных удобств, они приобретут гораздо больше. Остаться без всего – этого в мыслях у апостолов даже не было. Они ужасаются слов Господа, так как понимают, что никому невозможно спастись и, когда все начнут все раздавать, рухнет государство. Но дело совсем в другом. Если человек не может с чем-то расстаться, как же силен в нем грех?!
Тут Господь говорит загадочные слова: «Невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18, 27). Это слова упования на силу Божию. Когда человек мысленно все земное оставляет, не надеется на свои возможности, положение, таланты, ему приходится надеяться только на Творца.
Обратимся к евангельскому образу – верблюжьи уши. Это были небольшие ворота, пролом, проход в стене града Иерусалима. Пеший человек мог еще через них пройти. Но крупное животное, например, верблюд сможет преодолеть эту калиточку, только если оставит на ее стенах часть своей шерсти и кожи. Произойдут страшные и болезненные потери. Так и с человеком должно происходить, если он действительно хочет быть с Богом. Поняли это апостолы. И мы должны понять. Взмолится человек и все свое упование возложит на Бога, и только в этом состоянии войдет в Царствие Небесное.
Примеров такого упования на милость Господню в истории много. Люди, имеющие несметные богатства или власть, например, великие князья и святители, как принимали дары Божии, так и отдавали их. Сердце не участвовало, не жило в этих внешних движениях. Они внутренне ничего земного не имели и великих духовных высот достигли. Вот и нам нужен благодатный страх апостольский, то изумление, которое они пережили. Надо по-настоящему испугаться: спасусь ли я? Пусть этот страх будет нам сопутствовать во всей жизни земной, чтобы возложить все материальное на Того, Кому все невозможное возможно. Аминь.
Иерей Алексий Исмагилов. 16.12.2018 г.
(35)