Проповедь в день памяти Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Когда наступают особо тяжкие времена, когда ослабевает государство, по молитвам верующих Господь посылает людей, которые исполняют особую роль, несут особый подвиг, который будет не под силу другим или они не будут способны с таким самоотвержением исполнить его.
Не раз бывало в истории, когда, казалось бы, рушится все. Люди в бедствиях не знают, к кому обратиться. Недавно мы праздновали память Казанской иконы Божией Матери, особое заступничество Которой было в начале XVII века. Тогда Господь дал народу своему спасителей Отечества: Патриарха Гермогена, организаторов народного ополчения Минина и Пожарского.
100 лет назад, когда по попущению Божьему рушилось Российское государство, Господь дал народу Патриарха Тихона, память которого мы чтим сегодня. Тогда распался не только уклад всей русской жизни, но главный удар темных сил был нанесен по Церкви Христовой, по вере христианской. Пользуясь смятением народа, ослеплением его, дьявол мечтал уничтожить любую память о Боге. Много преуспел безбожный режим. В то время, когда нужно было уметь выбирать, не впадая в крайности, и послал Господь такого великого Святителя, как Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.
Патриарх Тихон (в миру Василий Беллавин) происходил из семьи священника и по сословному праву тоже стал пастырем. Он закончил духовное училище, потом семинарию, во время учебы в которой за рассудительность и благодушие он пророчески получил прозвище Патриарх. 200 лет не было уже Патриарха на Руси.
Восходя в подвиге, вступает он на путь высокого жития – принимает монашеский постриг, не обременяя себя житейскими попечениями, а всецело предавая себя служению Господу. Служа на разных кафедрах, он мог расположить к себе разные слои общества: от высших до простого народа. Его девизом, жизненным кредо было служение человеку, который в нем нуждался. Известно одно повествование – сон митрополита Вениамина (Федченкова) (см.: http://www.pravoslavie.ru/37817.html) . Владыка не мог для себя решить, под какую юрисдикцию ему пойти: его волновал вопрос о разделении Зарубежной Церкви между митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием. Он описывал Патриарха Тихона, явленного ему во сне, так: «… на его лице светится необычайно нежная улыбка любви, сочувствия, жалости, утешения». Во сне Святейший как будто бы не слышит его вопроса, заданного повторно, и говорит: «Ты народу послужи!» Какой смысл быть архиереем, если служить будет некому. Думая об этом, ты и вверишься воле Божией и исполнишь свое назначение.
Именно этому следовал в жизни Патриарх Тихон: служить народу Божьему, ради которого он и восходил на Патриарший престол. В лютую революционную годину, когда собирается Поместный Собор 1917–1918 гг., многие участники которого ныне прославлены в лике святых, слепой старец-схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) выбирает из трех кандидатур именно Тихона. В условиях, когда некоторые думали, что принцип существования Церкви – это соборность, дана власть одному, и историческое значение этого решения невозможно переоценить. Во время испытания и подвига он взял на себя ответственность за судьбу Русской Церкви, став первым среди епископов. Именно он из полноты любви и будет принимать решения в Церкви в судьбоносные времена. И хотя потом в Церкви будут разделения и метания, он своей личностью сохранял ее в целостности и неделимости.
Жребий пал на того человека, который олицетворял собой жертвенную любовь не только к близким по духу, но и к врагам. Достойны были соискатели Патриаршей кафедры: архиепископы Антоний (Храповицкий) и Арсений (Стадницкий). Один жесткий, сильный, прямолинейный, другой – умный, образованный. Но Господь рукой преподобного Алексия поставляет в Патриарха митрополита Тихона. Теперь не нужны ни жесткость, ни особые интеллектуальные способности. Народ Божий больше всего нуждался в утешении и искренней, нелицемерной любви. Но это не значит, что Патриарх Тихон был мягкий и податливый. Он не боялся и выступал против действий советской власти, особенно когда это касалось изъятия церковных ценностей будто бы для голодающих Поволжья – богослужебных сосудов, в чем виделось ему кощунство и богохульство. Его усилиями православный народ и иностранные организации помогли голодающим. Когда же раскрылось главное намерение власти – уничтожить саму Церковь, Патриарх был непреклонен. Весь мир следил за тем, что происходит в России, поэтому расстрел Патриарха Тихона был невозможен. Но смерть его последовала вскоре — 7 апреля 1925 года. Мы поем ему величание не как святителю, а как священномученику, пострадавшему от гонений.
Многим иерархам приходилось выбирать между явным противлением советской власти и мученичеством ради Господа или отъездом за границу и оставлением своей паствы. Служить советской власти, как это делали обновленцы, было невозможно. Приходилось архипастырям выбирать неведомый доселе – срединный, царский, путь: неприятие режима, но принятие того, что происходит, как воли Божией. Ему следовали и Патриарх Тихон, и митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх. Несмотря на осуждение Зарубежной Церковью такой позиции, они сохранили свой народ, врученный им Богом. Остались в памяти народной слова Святейшего Патриарха Тихона: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза».
Своей жизнью Святитель дает нам урок: как необходимо служить Богу и людям.
В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых. Состоялась канонизация Патриарха, очевидно, не случайно.
Новое время поднимает те же вопросы, которые когда-то возникали в эпоху патриаршества Тихона. Дискредитация священноначалия и в те, и в эти времена имеет только одну цель – как написано в Евангелии: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк. 14, 27). Изолировав Патриарха Тихона от информации о положении в Церкви, казалось, власти отлучили его от паствы. Но когда Патриарх служил, к храму стекалось столько народа, чтобы молиться со своим архипастырем, что становилось понятно: он и народ – едины. Так и нам надо сплотиться вокруг нашего Патриарха.
18.11.2018 г.
Иерей Алексий Исмагилов
(23)