Проповедь в престольный праздник обители – на Вознесение Господне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшним событием, которое мы отмечаем, заканчивается домостроительство Божие, промыслительное действие заботы Господа о людях – показать им путь спасения, научить их не оставлять пути Божьего.
Еще с грехопадения первых людей Адама и Евы, изгнания их из рая началось промышление Божие о человечестве. Райские условия жизни сменились трудностями и скорбями, и Бог всегда и везде подавал помощь в этих испытаниях, вразумляя и наставляя людей через пророков. Избранники Господни, которым важно было быть вместе с Богом, слушали пророческие наставления и стремились жить по ним.
Но вот пришло время, когда Сам Господь сошел на землю для исполнения самого важного дела спасения. Мы видим, что даже ближайшие его ученики не могли уразуметь великой тайны: как же происходит спасение? Не через мирские удобства, не через приобретение благ этого мира происходит оно, а через упование на Бога и обретения духовные, которые часто сопровождаются скорбями и трудностями, потерями и даже крестом.
Но вот происходит распятие Господа. В душах учеников происходит перелом, когда видят они, что все, на что они уповали: Его мощь, Его способность творить чудеса, Его безграничная власть над природой, – отошли, кажутся разрушенными. Казалось бы, все кончено, но Воскресший Господь являет им простую мысль: не то, на что они уповали, является условием их спасения. Сколько нужно было Господу проделать титанической работы, чтобы сломать двери ада в душах своих учеников. Вот она закончена, и открывается ученикам нечто, что им ранее было не известно. Даже во время трехлетней проповеди не могли они со слов Спасителя уразуметь, что есть Царствие Небесное. Слышали они о нем, но понять тайну его им было не дано, настолько сильны двери ада, эти засовы, которые держат человека в плену всего земного.
По воскресении Господа что-то меняется в учениках. Сегодня мы слышали в Евангельском чтении: «Тогда отверзе им ум, разумети Писания» (Лк. 24, 45). При земной жизни Спасителя люди требовали: покажи нам какое-нибудь знамение, чтобы мы точно увидели и уверовали. По их представлениям, должен был, наверное, ангел появиться или воинство небесное или Он должен был по воздуху полетать или сотворить еще что-нибудь сверхествественное. Не давал Господь всего этого, потому что праздно было их любопытство. Получив это уверение, они не отдали бы свои сердца Богу. В их вопросе не подразумевалась необходимость ответа. И дальше люди продолжали бы служить себе, своим порокам.
А вот сейчас ученики готовы идти за Господом, куда бы Он их ни позвал. Им-то и дается последнее уверение, когда Иисус Христос, отойдя от них, возносится на Небо. Ярче и сильнее нельзя было показать, что Он и есть Бог. Возносясь на Небо, удаляясь от своих учеников, Он говорит: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Господь говорит всем людям в лице апостолов: Я вас не оставил, но теперь будет другое попечение. Удаляется Господь, и остаются ученики, но не с грустью, не со скорбью, а с радостью. Потому что сколько они узнали, сколько поняли. Сегодня нет потери, а есть путь. Теперь им надо достигать Господа всей своей жизнью и подвигом.
Через 10 дней мы будем отмечать праздник Святой Троицы, напоминающий о том, как когда-то сошел Святой Дух на учеников. В эти дни они не сидели каждый в своем доме, проводя время за чашкой чая. Начинается их духовное взросление, кардинальное изменение души. Каждый из них готовится к подвигу проповеди в стране, определенной жребием, готовится к опасностям, бедам и скорбям. В Вознесении они вдруг увидели, куда нужно стремиться, а сам подвиг душевного изменения будет позднее в их апостольских трудах. Каждый из них, кроме апостола Иоанна Богослова, имел мученическую кончину. Повторили они страдания Господа и стали они способными к той любви, которая проявилась в преданности, жертвенности, способности понести такой же подвиг ради Господа. Многие христиане потом учились у них, как спасать свою душу.
Мы много веков спустя после этих событий немало знаем из Евангелия. Мы не видели Господа воочию, но они нам оставили достаточно знаний о Сыне Божием, о том, каким должен быть наш путь. Далее каждого ждет личный путь, личное движение к Богу. Когда-то сказал Господь: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан.14, 12). Говорил Он это и о святых отцах, предвосхищая путь их духовной брани. Это подвиг проповеди среди ближних, среди тех, кто еще не пришел ко Христу. Ученики Христовы – это не только они, но и мы. Это нам было дано обетование: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Есть эпизод в житии апостола Петра. Ученики Христовы уговорили его не возвращаться в Рим: там гонения жестокого императора Нерона, там тебя ищут, чтобы убить. Уходи, ты нужен нам, ты нужен христианам. Он выполняет их просьбу и по дороге, ведущей от Рима, встречает Господа и спрашивает Его: «Камо грядеши (куда идешь)»? Иисус на это ответил, что идет в Рим, где его должны опять распять. Подумав, Петр возвращается к месту своего подвига и с радостью умирает ради Господа, давая пример и всем нам.
Яркой картиной должно стоять в нашем сознании Вознесение Господа, чтобы и мы, подобно апостолам, увидели направление нашей жизни, то, к чему мы призваны. Аминь.
Иерей Алексий Исмагилов. Вознесение Господне. 17 мая 2018 г.
(46)
Прочитав эту проповедь, я прочувствовала всей душой и сердцем значение для себя и для людей Праздника Вознесения Господня.