Проповедь в Святую и Великую Субботу
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня день Великой Субботы. О чем нам напоминает этот день?
Господь создал мир в шесть дней и освятил его. И ВОТ НАСТУПИЛ ДЕНЬ ПОКОЯ, ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. Покоя, но не безделья. В правилах израильского народа четко оговаривалось: нельзя совершать в этот день, в субботу, что-то лишнее, что-то суетное. Нельзя возжигать огонь, заниматься какими-то хозяйственными делами. Даже пищу заготовить надо было заранее, в пятницу. А в этот день усердно молились Богу, общались с Ним. Если это был день какой-то особо праздничный, то шли в храм. В такой день были приносимы удвоенные жертвы, менялись хлебы предложения. Т. е. это был день освящения, общения с Богом.
Но вот наступила пора, когда был отнят у израильского народа этот день. Они сначала с радостью шли в Египет, спасаясь от голода в своей стране. Там было сытно, там было хорошо. И первое время, пока праведный Иосиф был жив, им в Египте жилось даже лучше, чем местным жителям. Постепенно эта сытость поработила их, а потом она стало страшным рабством. Да, у них были полные котлы с мясом, но постоянные тяжелые работы, но главное – занимающие все их время, отдалили их от Бога. В этих условиях о субботе, дне покоя, не могло быть и речи. И стал израильский народ желать не столько пищи, сколько освобождения, чтобы можно было им, как и раньше, общаться с Богом.
После долгого рабства, тяжелого, изнуряющего труда приходит это освобождение. День, когда Моисей выводит народ свой из Египта, назвали они Пасхой. Тот день, когда можно было им выйти из плена египетского, был ознаменован жертвой. Каждая семья должна была принести в жертву ягненка. В тех еврейских домах, в которых кровью жертвенного ягненка были помазаны косяки дверей, не умирали первенцы, в то время как египтяне, не принесшие жертву, теряли старшего сына.
Когда евреи вышли из рабства, Господь дал им многие чудеса. Вспоминая эти события, евреи ежегодно приносили в символическую жертву искупления за их свободу ягненка. При этом не надо было отдавать ягненка в храм на всесожжение. Он оставался на обед семье. Бог не брал от этой жертвы ничего. Агнец становился лишь напоминанием об освобождении от рабства. Помнить об этом дне являлось священной обязанностью евреев, а отцы должны были рассказывать детям, что тогда произошло. Еженедельно вспоминали семьи в день субботний тот переход из Египта в землю обетованную.
Еще один день, который праздновали евреи, – это сама Пасха. Накануне закалали агнца, а потом его съедали. Редко Пасха совпадала с субботним днем. Такой день можно было бы назвать Великой Субботой.
2000 лет тому назад и произошла Великая Суббота, когда закалались не тысячи ягнят, а Тот Главный Агнец, Который принес Себя в жертву в Великую Пятницу, за которой наступил день Великого покоя. Помним мы, что в этот день не выходили мироносицы, соблюдая покой. Ученики Христовы не выходили из дома, боясь, что и за ними придут стражники. Никто из евреев не выходил из домов, соблюдая субботу. Вышли только те, кто, казалось, соблюдал все законы. Они оставили субботу, презрели покой, пошли к прокуратору, в дом язычника, чтобы запечатать гроб Господень. Хоть и говорили они и смеялись над Спасителем: «Какой же Он Мессия?» – но позаботились, чтобы был запечатан Его гроб, убоявшись, что произойдет вокресение, как и говорил Иисус Христос. Выставили стражу… Для этого им надо было оскверниться, общаться с язычниками. Но они были готовы презреть и покой субботы, лишь бы изгладилось в памяти евреев имя Иисусово.
Что же в это время происходило в мире духовном? Мы называем это сошествием во ад. Помним мы, что до Христова воскресения ад был как бы закрыт. Даже души праведников попадали в шеол – в преисподнюю. С душой явного грешника, который угождал своим страстям, было все понятно. Страсти становились его достоянием, его мучением. Но те, кто даже боялся мыслею погрешить против Господа, кто раскаивался в каждом содеянном грехе, даже они по смерти не обретали радость и, готовясь к кончине, понимали, что вся их правда перед Богом – это грех, это чернота, грязь. Для них конец жизни был концом всего. К кому они придут там? К правосудному Богу, Который видит и знает все. Уходили они из этой жизни в великой скорби. Хоть и не в геенне огненной пребывали праведные души, но полноты радости не имели.
В Великую Субботу Господь Иисус Христос спускается к ним во ад. Можно утверждать, что этим явлением было показано, Кто такой Бог. Это Любовь. Эта не та любовь, которая в мире вечного наказания дает какие-то милости, это та Любовь, которая готова пойти на крест, которая готова умирать в мучениях за свое творение. Праведники узнали, как их любит Бог. Не Тот Судия, который терпит их, но может и покарать, нет. Это Тот, Который недавно умирал за них не только в скорбях телесных, но и в позоре человеческом, унижениях, и проходил за короткий срок путь от криков «Осанна!» до криков «Распни!». Их Создатель все это прошел ради них. Возрадовались души праведных. Теперь становится понятным смысл их страданий и испытаний на этой грешной земле. Любовь, умирающая на кресте, открывает им путь к полноте радости, отверзает им двери райские. В Великую Субботу Господь был во аде, чтобы вывести оттуда души праведников, которые так к Нему стремились.
На иконе «Сошествие во ад» мы видим сломанные двери. Привязанность к земному, ощущение безнадежности – это и были те самые двери, которые невозможно было сломать иначе, как только подвигом Христовым. Ад не был упразднен, но он перестает быть чем-то абсолютным. Теперь открыта другая дверь и другая дорога – к Богу и к радости с Ним. Сонмы мучеников, святых пошли по этой дороге. Они стали, можно сказать, солнышками, источниками любви для нас, отблеском той жертвенной Любви, о которой мы будем петь в Светлое Христово Воскресение.
Иерей Алексий Исмагилов. 7 апреля 2018 г.
(35)