Проповедь в день Входа Господня в Иерусалим
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня наш храм полон людьми точно так же, как когда-то были полны улицы города Иерусалима, в который входил Господь наш Иисус Христос. Толпы встречали Его как царя, поскольку накануне Спасителем был воскрешен четверодневный Лазарь. Все понимали, что такое чудо мог сотворить только Сам Бог или Сын Божий. Пророки раньше воскрешали мертвых, но только что ушедших: они силой молитвы к Богу возвращали душу человека в его мертвое тело. Но чтобы было воскрешено тело, уже начавшее гнить, и чтобы повернулись процессы разложения вспять – такого еще в истории не было. Теперь по слову Божию тело приняло душу, которая уже ушла на Небо. Такое чудо мог сотворить только Тот, Кто владеет этой природой, Кто ее сотворил, Кто повелевает ею. Сейчас все понимали, Кто входит в Иерусалим, и все кричали Ему: «Осанна!»
Еврейский мир ему рукоплещет, но Христос плачет, потому что через несколько дней этот же мир за редким исключением (кроме его учеников и жен, служивших Ему) будет кричать Ему: «Распни!», так же зная и понимая, Чьей смерти он хочет.
Конечно, у Христа мог быть соблазн сделаться их царем, но не для этого пришел в мир Господь. Не о Себе Он плакал в тот день, и не о разрушенном в будущем Иерусалиме, который Он может за мгновение ока воссоздать из камней.
Пройдет немного времени, и язычник – прокуратор Иудеи – будет этому народу говорить, желая спасти Иисуса: «Какое же зло сделал Он?» Но они еще сильнее будут кричать: «Да будет распят!» Тогда правитель спросит их: «Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?», и они выберут разбойника Варавву. Пилат скажет им: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?», но получит ответ: «Да будет распят!» Правитель скажет: «Какое же зло сделал Он?» Но они еще сильнее станут кричать: «Да будет распят!» (Мф. 27, 21–23).
Понтий Пилат сделает несколько попыток, чтобы отпустить сидящего в темнице Спасителя. Он, язычник, еврейскому народу будет говорить, что это не простой человек, что это их царь, Понтию Пилату дано было узнать и понять, что с небес Этот Человек: «Се Человек» (Ин. 19, 5) – скажет он. Но все равно толпа будет реветь: «Распни его!» Тогда будут сорваны все маски. Будучи обмануты первосвященниками, они «откроют глаза» на все происходящее. Им объяснят, что этот Чудотворец не собирается делать мощное государство. Не собирается быть еще одним Соломоном, которому каждое рядом лежащее государство платило дань 666 талантов. Не собирается устраивать им легкую жизнь. Нет, Он предлагает строить Царство Небесное, отдавая для него последнюю рубашку, подставляя вторую щеку, предлагает быть милосердным к ближнему, да еще и крест понести. Но толпа уверена: нам либо царство земное, либо Тебе – смерть.
Об этом плачет Господь, об их сознательном выборе. Они скажут: «Кровь Его на нас и детях наших» (Мф. 27, 25). Детей своих им не жалко, хотя и понимают, что через Того, Кого они обрекают на смерть, будет великое наказание в этой жизни и будущей. И им, и их детям. Но все равно кричат: «Распни!» Этот эпизод земной жизни Спасителя говорит нам о силе греха, о трагедии в душе человеческой, которая понимает, к какой погибели склоняется, но остановиться не может, которая, даже обрекая потомков на страдания, все равно выбирает грех. Ведь в решении отпустить разбойника Варавву слышно нежелание людей оставлять греховную жизнь.
Это происходит во все времена. Каждый христианин знает, как непросто жить по Божьим заповедям. Христианин читает Евангелие, читает святоотеческие толкования на него, ходит в храм по воскресениям и праздникам, но продолжает служить греху. Приходит время соблазнов, и человек не справляется с этим испытанием, он продолжает идти путем греха. Когда кто-то пытается человека вразумить, в его адрес звучат проклятья. Чем не древнее: «Распни!» Кто будет спасать другого, открывать глаза на грех, тот и будет подвергнут осмеянию и проклятью. Обрушится все мыслимое и немыслимое зло на дерзнувшего говорить о правде. Этот выбор продолжается из поколения в поколение. Только небольшая группа людей, как и тогда, плакала о Господе, страдала о Нем, пытаясь Его спасти.
Трагедия, охватившая душу, может пойти и против силы греха, которая овладела человеком. Когда мы сегодня с вами стоим в храме Божием с ветвями вербы и кричим: «Осанна!», мы тоже задаем себе вопрос: вот придет время соблазна, буду ли я кричать: «Распни!»? Иной раз думается: у меня мелкий грех, где-то я попускаюсь совестью, затыкаю ей рот, но я не предатель Христа, но кто в малом не верен, в большом тем более не сможет выдержать. Всего лишь небольшое искушение нам попускает Господь, но мы творим грех и сдаемся почти без борьбы. Был у Иоанна Шаховского труд под названием «Апокалипсис мелкого греха», в котором он говорил о том, что роковой выбор человек делает не тогда, когда совершает тяжкое преступление, а когда творит так называемый «мелкий» грех. В малом можно не допустить или, наоборот, допустить себя до греха. В малом совершается выбор. Сегодня мы просим силы у Господа, чтобы нам не кричать «Распни!», а кричать «Осанна!».
О. Алексий Исмагилов. 1 апреля 2018 г.
(181)