Проповедь на Всенощном бдении в Неделю вторую Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Во Вторую неделю Великого поста Святая Церковь празднует память святого Григория Паламы, епископа Фессалонитского. Мы почитаем его как святителя, обосновавшего учение о Фаворском Нетварном Свете. Кроме того, мы знаем о его подвиге на поприще богословия и аскетики.
Что нам известно о его детстве и юности? Будущий архиепископ получил хорошее для XIV века образование и отличался своей ученостью. Когда он в присутствии императора делал доклад об Аристотеле, то один из участников этого события воскликнул: «Если бы сейчас здесь был сам философ, то он восхитился бы таким учеником!» Т.е. у Григория Паламы были блестящие по тем временам знания, и его ждала великая мирская слава. Однако он уходит от мира подвизаться на Афонскую Гору. Казалось бы, он «закопал свой талант», но время показало, что это было не так. Талант его проявился на духовном поприще. Подвизался будущий святитель на Афоне среди исихастов – тех подвижников, которые несут особый подвиг Богообщения – творят непрестанную Иисусову молитву.
И вот наступило испытание для Восточной Церкви. Некто Варлаам, проезжая мимо афонских подвижников, увидел, как они молятся. Они не просто творили умную молитву, а для успеха в духовном делании принимали особое положение тела, следили за дыханием и делали другие упражнения, чтобы молитва принесла свои плоды. Варлаам, который был не знаком с этой практикой, счел это за прелесть, за искривление молитвы и самой веры. Он написал целый ряд трудов, в которых высмеивал исихастов и их духовное делание. В те времена подобные сочинения могли иметь свои последствия. Поскольку эти обвинения произносил человек, владеющий словом и умеющий обосновать свою богословскую мысль, то исихазм мог потерпеть поражение.
И тогда на защиту безмолвствующих встает Григорий Палама. Он понимал, что афонские подвижники вовсе не в прелести, но принять это учение, когда ты сам не проходишь путь духовного делания, невозможно. В полемике с Варлаамом он написал «Гомилии» – 9 сочинений, разделенных на три триады. Одна из частей была в защиту исихастов. Молитва – это умное обращение к Богу, – утверждал Варлаам. Не споря с этим, святитель Григорий продолжал его мысль, говоря, что человек состоит не только из ума, но также из тела и души. Весь человек, все его существо должны участвовать в молитве, всего себя человек должен отдавать Богу – без остатка. Так он смог защитить от преследования безмолвие и исихастское делание.
Также Варлаам, а вслед за ним Григорий Акиндин и Никифор Григора утверждали, что нам невозможно постичь Бога. Мы можем коснуться того, что сотворил Господь, но постичь природу Божию мы не в силах. Отсюда вытекало, что нет смысла творить подвиг, раз мы ограничены в постижении Создателя мира. Святитель Григорий выступает защитником восточного учения, говорящего о том, что мы не только можем коснуться Бога, но должны соединиться с Ним. Господь наш Иисус Христос называет нас братьями. Это не просто красивое слово, это соединение с Богом должно произойти на практике. Мы можем прикоснуться Божественной природы, мы можем стать родными Богу. «Бог очеловечился, чтобы человек обожился» — это изречение Тертуллиана было близко святителю. Григорий Палама стал защитником позиции Церкви, утверждающей наше родство со Спасителем.
Какими должны быть молитва, созерцание Нетварного Света – основа его богословской мысли. Благодаря его учению мы стали говорить о «синергии» – совместном действии Божественной воли и человеческой воли в деле спасения. Человек становится соучастником всей Полноты Божественной жизни через действие в нём Благодати как Самого Бога. Аминь.
О. Алексий Исмагилов. 3 марта 2018 г.
(96)